19 сентября 2008, 14:50

Сегодня День смайлика - улыбнитесь :)

Ровно 26 лет назад, 19 сентября 1982 года в 11:44 утра Скотт Фалман, профессор психологии университета Карнеги Меллон в Питтсбурге, отправил коллегам электронное сообщение.

В этом сообщении он предложил интернет-пользователям при электронном общении использовать последовательность символов ":-)" в качестве маркера для шутливых сообщений. Свой выбор ученый объяснил тем, что этот значок похож на улыбающееся лицо.

С тех пор 19 сентября отмечается в мире как День смайлика.

"Да, я создатель "лежащей рожицы", "смайлика", который обычно используется в почтовой интернет-переписке, чатах, новостных группах и т.п. Или, по крайней мере, один из создателей" - скромно, но настойчиво заявляет Скотт Фалман.

Как сообщает на странице своего блога Майкл Джонс из исследовательского подразделения корпорации "Майкрософт", свидетельство рождения знаменитого "смайлика" было обнаружено коллективными усилиями в файлах более чем двадцатилетней давности.

Ни для кого не секрет, что Интернет изначально создавался как научная компьютерная сеть, призванная соединить некоторые крупные американские университеты и исследовательские учреждения. Единственным развлечением для профессоров и научных сотрудников в период младенчества Интернета были так называемые "доски объявлений", или, если говорить современным языком, форумы.

"Смайлик" родился не случайно, его целенаправленно придумали. В одной из веток обсуждения на форуме вышеупомянутого университета зашла как-то речь о том, как обозначать юмор и шутки в тексте.

Предлагалось добавлять "звездочку" (*) в конце фразы, другие настаивали на том, что знак процента (%) гораздо смешнее "звездочки", и поэтому лучше подойдет для обозначения шутки.

Уже почти было решено использовать "звездочку" для обозначения хороших шуток, а знак процента - для плохих. Но 19 сентября 1982 года Скотт Фалман внес свое предложение, в котором предоставил на публичный суд свое изобретение: "Предлагаю :-) для пометки шуточных сообщений и :-( - для обозначение несмешного".

Так, вероятнее всего, и родились всем известные "смайлики". С повышением популярности Интернета и ростом интернет-сообщества появилось множество вариаций изначального "смайлика", способных отображать гамму человеческих эмоций: радость, огорчение, удивление, усталость, грусть.

Сегодня у "смайликов" просто бешеная популярность, и она выходит за пределы Интернета. Их "рисуют" в SMS-сообщениях, прибавляют к названию торговой марки и даже делают брелки в виде "смайлика". Многие знакомы со знаменитым декодировщиком видеоданных, название которого буквально такое: "DivX;-)" (тоже ведь смайлик).

Но справедливость требует не забывать и о "дедушке" интернетовского смайлика.

"Никогда еще в истории человечества и искусства не было ни одного творения, которое бы, распространившись столь широко, приносило столько счастья, радости и удовольствия. Не было ничего, сделанного так просто, но ставшего понятным всем". Так выразился о своем детище "отец" первичного смайлика Харви Бэлл.

А "родил" улыбающуюся рожицу Харви без лишних терзаний и мучений в декабре 1963 года всего за 10 минут и $45. Этим "родам" предшествовали другие — в результате слияния двух крупных страховых компаний родился новый страховой гигант. Его будущее было скорее мутным, чем светлым, поэтому сотрудники объединившихся фирм приуныли. А это не замедлило сказаться на продуктивности работы, которая катастрофически снижалась.

И вот, дабы заставить своих сотрудников не извергать на клиентов скорбь и пессимизм, а вовсе даже наоборот — мило им улыбаться, руководство новорожденной State Mutual Life Assurance Cos. of America решило провести среди них нечто вроде рекламной кампании с целью разрекламировать хорошее настроение. А нарисовать символ для акции в декабре 1963 года предложили художнику Харви Бэллу.

Харви, не мудрствуя лукаво, создал простенькую желтую задорно улыбающуюся рожицу, из которой сделали значок, прикрепили сзади булавку и раздали сотрудникам и клиентам компании. С сияния на груди у страховых агентов и ими застрахованных клиентов и начал свой путь первый смайлик (smile — улыбка), пока еще только оффлайновый и неэлектронный.

За короткое время его желтая рожица с соответствующим слоганом "Have a Happy Day!" ("Счастливого дня!") стала известна всему миру, "засветилась" на сотнях тысяч футболок, рюкзаках, авторучках и прочих приятных мелочах. А почтовая служба США даже выпустила веселую марку со смайликом. Смайлик печатали все, кому не лень, и на всем, что только может продаваться. Он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя, ибо Харви Бэлл не стал регистрировать свое авторское право. Как вспоминал его сын Чарльз, Харви любил повторять: "Я могу одновременно есть только один бифштекс и не могу одновременно управлять несколькими автомобилями".

А вот шустрый парень, некто Франклин Лоуфрани, француз и предприниматель, предпринял в 1971 году успешную попытку зарегистрировать смайл как свою торговую марку. И ему удалось сделать это в более чем 80 странах. Хитрец "снял сливки" и поимел неслабый капиталец, пока, наконец-то, Х.Бэлл не запатентовал свой "авторский" смайл, куда включил собственные инициалы. Сейчас авторскими правами на смайлик владеет компания World Smile Corporation, возглавляемая сыном Харви — Чарльзом Бэллом. Сам же Харви Бэлл определял свою миссию на Земле так — стать "международным послом счастья", именно он предложил 1 октября отмечать Международный день улыбки. Последним его щедрым подарком миру стала идея использовать прибыль World Smile Corporation исключительно в благотворительных целях. 12 апреля 2001 года Харви Бэлл в возрасте 79 лет отошел в лучший из миров, оставив после себя веселую, улыбающуюся рожицу.

С тех пор много воды утекло. Смайликов расплодилось великое множество — "большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных, грустных и веселых". Веселых все-таки больше!

И вот уже "электронные" смайлики прочно оккупировали Интернет и привнесли в общение простые человеческие эмоции (не зря же научное название смайлика — эмотикон, что напрямую связано с нашими чувствами). А еще смайлики называют эмограммами. Смайлы — это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в Интернете: в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические, нередко анимированные. Ведь смайлики — лучший способ передать свои эмоции собеседнику.

Яндекс при поисковом запросе "смайлик" откликается 84 миллионами страниц. Это ли не глобальное признание человечества? Смайлики живут в мобилках и самостоятельной офлайновой жизнью. Есть смайлики музыкальные и спортивные, Новогодние и Рождественские, прыгающие и спяще-уставшие. И еще "миллион" разновидностей.

Заучивать все варианты смайликов нет смысла — просто наклонив голову влево и посмотрев на комбинацию скобок с точками/запятыми, можно запросто понять, какую эмоцию имел в виду автор. Типа "интуитивно понятный интерфейс".

Замечено, что патологической любовью к смайликам страдают юные новички в Интернете, его старожилы относятся к выражению своих эмоций более сдержанно.

Ниже навскидку самые распространенные эмотиконы:

:-) - это та самая веселая рожица, с которой все и началось...
:-( - соответственно грустный смайлик
:-| - этакий постный смайлик типа "я крутой, а ты..."
;-) - смайлик -подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая: "Мы оба знаем, что ты придурок, но я никому пока не скажу..."
:-D - смайлик -свидетельство громкого жизнеутверждающего смеха относительно обсуждаемой проблемы и личности оппонента
:-Р - смайлик -показываю язык, ибо ты мне все равно ничегошеньки не сделаешь
:-/ - смайлик -скептическая оценка мнения человека
:-* - смайлик -человек съел что-то кислое или услышал совершенно дурацкую мысль. Также применяется по отношению к противоположному полу при жгучем желании его поцеловать
:-Q - смайлик -ехидно показываемый язык свидетельствует о насмешливом или раззадоривающем отношении человека к адресату
8-[ ] смайлик -ну просто обалдел от наглости\тупости оппонента
:-Е - смайлик -выражение злобы, явное желание разорвать оппонента на тысячу маленьких медвежат
|-I - смайлик -человек спящий. Служит для выражения полного равнодушия относительно обсуждаемой проблемы
|^о - смайлик -человек храпящий. Примерно то же, что и предыдущее, но с явным желанием заглушить храпом поток бессмысленной занудливости мысли и оппонента в целом.

В принципе, не возбраняется "покреативить" и выдать на-гора еще с десяток собственноручно "испеченных" смайликов. Главное — чтобы их смысл был понятен окружающим без лишних слов. :-)))))

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи