Итак, что нас ждет после "Full HD" (до которого в нашей стране еще дожить надо)?
Оказывается, что возможным преемником ТВ-приемников (почти каламбур!) с разрешением 720p и 1080p может стать "Ultra HD". Корпорация BBC и японская вещательная компания NHK объединились и в начале прошлой недели запустили экспериментальное вещание с тестированием потенциала Ultra HD. И похоже, что мы — на пороге новой революции в телевидении.
В чем же главная "фича" этой революции?
Ultra HD увеличивает разрешающую способность при ТВ-трансляции и просмотре видео практически на порядок (если вести отсчет от плоскопанельных дисплеев с сегодняшним разрешением 1080p). Сейчас прорабатывается множество различных вариантов, основные из которых известны как 2K, 4K и 8K, которые и увеличивают разрешение соответственно. В результате — потенциально солидный прирост качества изображения, когда "картинка" становится практически не отличима от многоцветной реальности.
Что же это за такие волшебные цифры — 2К, 4К, 8К?
Если кратко, 2K Ultra HD видео удваивает разрешающую способность до 2048 x 1920 пикселей; 4K — и того больше, до 4096 x 2160 пикселей (или в 16 раз превосходит разрешение 1080p). Ну, а 8K, который как раз и тестировали NHK и Би-Би-Си, выходит на ошеломляющие 7680 x 4320 пикселей. Именно этот стандарт, считает NHK, в конечном счете, должен тестироваться надлежащим образом вплоть до 2016 года, а затем плавно перейти в серийное производство.
Уже сейчас формат Ultra HD имел бы самое выгодное применение для цифровых кинотеатров и других коммерческих проектов, где существенное значение имеют большие размеры экрана.
Тем не менее, производители, такие как, например, Samsung, в конечном счете, "торопятся медленно". Южнокорейский производитель даже слегка "притормозил" демонстрацию опытного образца телевизора формата 4K с диагональю 82 дюйма. Компания Toshiba также заявила, что технологии по производству и поставкам 4K-дисплеев имеются и будут "стоять на запасном пути" до тех пор, пока общественность созреет для этого и "даст отмашку".
Хотя Ultra HD и выглядит соблазнительно, но данный формат не так и просто "доставить" в наши дома.
Наиболее интенсивные работы над Ultra HD ведет NHK, но и у него не все так просто. Одна из проблем — это то, что первоначально для такого вещания требовалась полоса пропускания 28 Гб/с, однако сейчас удалось подсократить ее вплоть до 120 Мб/с путем разработки подходящих алгоритмов совместно с BBC.
И все же, если сравнить этот параметр с 17-19 Мб/с битрейта существующих нормативов вещания в сети Sky и BBC HD в эфире, то вы отлично поймете, что на самом деле потребуется еще лет двадцать, перед тем, как будет проделан долгий путь от опытных разработок до домашней телевизионной антенны.
В настоящее время при телевещании используется MPEG2-сжатие. И еще не совсем ясно, действительно ли Би-би-си и Эн-Эйч-Кей будут применять более эффективные видеокодеки, такие как H.264, например.
Другой большой и первоочередной проблемой является захват и хранение Ultra HD - контента. Физически существует еще слишком мало телекамер, которые в состоянии обеспечить качественное вещание в формате даже 4K, не говоря уже о более высоких. Никто не может представить себе размер хранилища, которое потребуется для сохранения несжатыми видеоматериалов в формате 8К.
Корпорация NHK в настоящее время может хранить максимум 18 минут несжатого контента в формате Super Hi-Vision. Специальный патентованный диск, который используется для этого, вращается на воздушной подушке, потому что при нормальных обстоятельствах он попросту не выдержит собственного веса.
Компания Pioneer, правда, уже "протрубила" о своем изобретении — 500-гигабайтном Blu-ray диске, на который производится запись послойно (по 20-25 ГБ). Вполне возможно, что такой диск подошел бы для 4K-контента, но такие диски в достаточном количестве не появятся до 2010 года. И это в самом благоприятном случае.
Похоже, что крупные голливудовские студии, безусловно, могли бы сделать ставку на 4K-фильмы на уже упомянутых 500 ГБ "блюрейных" дисках. Однако они вряд ли будут делать это, потому что сперва не прочь увидеть, насколько большим будет спрос на фильмы HD-контента на уже существующих Blu-ray дисках.
Голливуд, в целом, всегда очень нервирует, когда речь заходит о любом новом формате, который потенциально мог бы сделать его заложником судьбы. Киностудии, конечно, не будут рады отдать соответствующий качественный киноконтент без определенных гарантий обмена его на крупные суммы денежной наличности.
И во что все это может вылиться?
Чтобы получить максимальную выгоду от Ultra HD-сигнала, вероятно, потребуется телевизор, по крайней мере, с диагональю, как минимум, 100 дюймов и с шагом пикселя 0,3 мм.
В настоящее же время из того, что уже есть в наличии, причем за весьма приличные деньги (в районе 60 тысяч евро) — это флагман плоскопанельных монстров Panasonic TH-103PF10, которая выдает лишь разрешение 1080p.
Очевидно, что будут попытки ужать стоимость подобных монстров до приемлемых величин, но все равно такого высокого спроса, как это наблюдалось при переходе на цифровой формат, при переходе на новый формат не будет.
К тому же большие сегменты рынка еще даже не перешли на цифровое телевидение стандартной четкости, не говоря уже о четкости высокого разрешения.
Хотя легко можно представить себе, что в ближайшем будущем будут мирно существовать три формата телевидения: ТВ стандартного разрешения, ТВ высокой четкости и ТВ сверхвысокой четкости — Ultra HD, причем в ценах между ними будут наблюдаться значительные различия.
Кроме того, для новых телеприемников потребуется больше аудиоканалов объемного звучания (до 22, если быть предельно точными), что не может не понравиться производителям динамиков.
Хотя вполне вероятно, что технология Ultra HD-вещания будет "созревать" такими темпами, что нам не придется ждать ее появления в серии до 2020 года. Одним словом, поживем — увидим.