Минобороны при этом пока не торопится с переводом своих средств связи в другие диапазоны и лишь спекулирует на том, сколько это все стоит. Поэтому новые сроки, установленные Кабмином, для подготовки к тендерам на связь нового поколения могут быть в очередной раз сорваны.
Временное преимущество
На сегодняшний день ОАО "Укртелеком" является пока единственным обладателем лицензии на частоты под UMTS. Она была выдана оператору в 2005г. по постановлению Кабмина. С конца прошлого года компания на базе своего дочернего предприятия Utel запустила 3G-сеть в пяти крупнейших городах страны. Пока не розданы лицензии таким гигантам мобильной связи, как МТС и "Киевстар", у "Укртелекома" есть шанс набрать небольшую мобильную абонентскую базу, которая будет приносить в последствии неплохой стабильный доход (по прогнозам аналитиков до $800 млн. через пять лет при набранной к этому времени абонентской базе в 3 млн. абонентов). Но если в этом или начале следующего года у лидеров рынка связи появятся те же 3G-возможности, что и у ОАО, то можно будет сказать, что на Utel можно смело поставить крестик и считать с этого времени сотни миллионов долларов инвестиций в сеть "зарытыми в землю". Ведь у мобильных гигантов уже подготовлена существующая инфраструктура для 3G и апгрейдить сети они смогут за 3-6 месяцев. Естественно конкурировать с ними Utel вряд ли сможет, учитывая огромную разницу в размерах абонентских баз, в развитости инфраструктуры мобильных сетей и в накопленном в этом бизнесе опыте за многие годы.
Военное торможение
Но пока ситуация вопреки всем декларациям Национальной комиссии по вопросам регулирования рынка связи не меняется. Военные медлят с конверсией - не предоставляют достаточно данных о том, что им будет нужно для ее проведения. Единственное, что Минобороны всегда готово объявить – это цена конверсии. Здесь, как говорится, инфляция на лицо. Если в прошлом году перевод РЛС (радиолокационных станций - ITnews) спецпользователей оценивался в несколько сотен миллионов гривен, то сейчас эта цифра в разы увеличилась и составляет более 1 млрд. грн. Особенно сильно она начала подскакивать после прихода на пост министра обороны страны Юрия Еханурова, что произошло в декабре прошлого года. Впрочем, НКРС недавно провела совместно с "Укрчастотнадзором" анализ использования радиочастот в диапазоне 2 ГГц (нужный для 3G) военными.
Проверка проходила в течение пяти дней, и за это время было установлено, что указанные радиочастоты военными не используются. Исключение составил только один радиосигнал, зафиксированный в окрестностях Севастополя. Хотя в Минобороны с уверенностью заявляют, что данный частотный ресурс может использоваться ими на всю катушку в военное время. В министерстве критикуют действия гражданских связистов вместе с регулятором и считают, что они настроены только на легкую наживу, не заботясь об обороноспособности страны. Но в НКРС придерживаются другого мнения: во многих европейских странах РЛС НАТО работают примерно в одном и том же диапазоне, что и коммерческие операторы и они спокойно уживаются, не причиняя друг другу особых проблем. Кроме того, не стоит забывать, что сети связи третьего поколения разворачиваются обычно в крупных городах и в густонаселенных районах, как раз там, где обычно не устанавливаются средства связи военных.
Неуверенные сроки
По нашим сведениям, в НКРС от Минобороны поступило официальное письмо, где последние вообще не считают проведение конверсии в названном диапазоне целесообразным. Это произошло месяц назад. В сентябре стало известно, что Кабмин обязал военных предоставить необходимые документы по плану освобождения 3G-полос до конца сентября. Те обещают управиться в срок. А первого октября Минтранс совместно с НКРС и другими ведомствами должны подготовить и внести на рассмотрение в Кабмин проект изменений в план использования радиочастотного ресурса страны. Еще через десять дней комиссия должна определиться с количеством лицензий. Ожидается, что от продажи лицензий на аукционе их цена в 3 раза превысит номинальную стоимость и составит 1 млрд. грн.
Получается, мы очень скоро узнаем, сможет ли в этом году государство получить хороший дополнительный доход от лицензирования новых технологий, а мобильные операторы – долгожданные лицензии. Еще немного и все станет ясно.