3 ноября 2008, 16:10

Интернет-реклама в Украине: рост и откаты

Всеукраинская рекламная коалиция провела исследование интернет-медиа-рынка Украины. У экспертов сложилось впечатление, что некоторые бюджеты и вовсе не доходят до рекламных-площадок.

ВРК также уточнила свой прогноз рынка интернет-рекламы в 2008 году, объем которого составит 21 миллион долларов, без учета налогов, в то время, как раньше он оценивался в 19 миллионов.

Ранжирование
Традиционно при составлении своих рейтингов, например, креативных агентств по доходам или медиаагентств и медиагрупп в соответствии с их биллингами, ВРК использует метод экспертного опроса. В данном случае экспертами выступили руководители интернет- агентств, которые раскрыли биллинги своих компаний, перечислили клиентов и по-возможности оценили обороты других игроков, руководители ряда крупных интернет-площадок и некоторые представители клиентов, в роли которых выступили как непосредственно маркетинг-менеджеры, так и руководители медиаагентств "широкой специализации".

"К сожалению, ВРК не удалось составить полноценный рейтинг медиа агентств, присвоив свой персональный ранк каждому из них, - отмечает Максим Лазебник, исполнительный директор. - Потенциально самый "прозрачный" медианоситель пока в Украине таковым не является".

Однако все же удалось выудить информацию о клиентах, так что можно сложить представление, кто же заказывает интернет-рекламу в Украине. Кроме того, все агентства были отранжированы по трем группам в соответствии с их предполагаемыми оборотами, а также выведены суммарные обороты группы агентств. Поэтому такую оценку можно считать условным рейтингом.

Также при оценке оборотов медиаагентств не включались "чистые" продажи каких-либо ресурсов на эксклюзивных условиях, иными словами, исключалась деятельность в качестве "сейлз хаузов".

Группы

Агентства

Оценочный биллинг каждого из агентств, млн $

Суммарный оценочный биллинг группы, млн $

1

META ADD, ITCG, Brainberry, TMGU, AdWork, adPRO

1.5 - 3.5

12

2

Интернет агентство ЭХО, Mediacom, MediaEffect, Интернет Технолоджис, MI6, Оптимум Медиа Украина

1.0 - 2.2

6

3

НАИР, Интернет Эксперт, Медиапланер, Mouse Internet Media и все др.

0.2 - 1.2

3

 

Как видим, в первую группу, то есть самых мощных интернет-медиагентств попали META ADD, ITCG, Brainberry, TMGU, AdWork, adPRO с оценочным биллингом в 1,5-3,5 млн. долларов. Суммарный их объем ВРК оценивает в 6 млн. долл., т.е. принимая во внимание средний показатель 2 млн. Таким образом оценка берется несколько заниженная, потому как средний показатель может достигать и 2,5 млн.долл. По второй группе оценка еще более занижена, поскольку 6 перечисленных агентств оценивали свой биллинг в 1,0-2,2 млн.долл., а ВРК просуммировала по 1 млн.

Максим Лазебник дает такое объяснение: "Практически все медиаагентства слабо осведомлены о состоянии дел у своих конкурентов. При этом агентства склонны преувеличивать свои биллинги и явно преуменьшать медийные возможности коллег по цеху".

Клиенты

Что касается клиентов, то как видим крупными клиентами являются полторы сотни компаний, распределенных приблизительно поровну между всеми агентствами. Приятно, что практически нет агентств, "зацикленных" на одном клиенте, выбивается разве что Медиапланер", сосредоточенный в основном на рекламе "Киевстара".

Медиаагентства

Основные клиенты

adPRO

LG, Adidas, Dragon Capital, Henkel, LandRover, Mercedes, Reebok, Renault, Samsung, Siemens, Альфа банк, Воля, Итал моторс, Люксоптика, Фокстрот, Эльдорадо и др.

AdWork

Lexus, Seat, Лада, АИС банк Форум, Правекс, Life, Евросеть, Panasonic, ЮЗТС, Cosmopolitan, Canon, Delta Medical, Даталюкс, Олимп, Porsche Ukraine, Coca Cola и др.

Brainberry

МТС, Mitsubishi, Alternet, Xerox, Sony Ericsson, Rehau, Тoshiba, Enmark, Digital Ventures, Knauf и др.

ITCG

Райффайзен Банк Аваль, Индекс банк, группа ТАС, CEB bank, VISA, PZU, AXA, Сократ, Конкорд, ПИО Глобал, Samsung, Olympus, Panasonic, Electrolux, Sony-Ericsson, Everest, ДКТ, Microsoft, Укртелеком, Кария тур, Пегас туристик, Киевский Ювелирный Завод, InBew (Stella Artois, Черниговское), BBH (Carlsberg, Tuborg, Pepsi, Hosten, Славутич, Славутич ICE), Coca-Cola (Coca-Cola, Bern), Colgate-Palmolive (Mennen Speedstick), Philip Morris (Chesterfield), Avon, Mary Kay, Mars (M&M's, Snickers, Whiskas), B&H (Movies), KLM, British Airways, Lay's, Puma, Ober Haus (Developer) и др.

Mediacom

Hewlett-Packard, Winner Avtomotive, Sandora, Henkel, Intalev, Colgate-Palmolive, SEB-bank, Bosch, Dewar's, ING, Bank, Honda, ventus, Pepsi, Hanner, INTEL, Sibis, Primus-Ukraine,I EDC - MBA, Балтика, Global Marketing, Paritet Auto-Moto, Diamant Bank, Agrokombank, Delfi, Figaro Plus, Turne, TMM, Svit Avto, LQ и др.

MediaEffect

Toyota (импортер), KIA (импортер), ДП "Италавто" (официальный импортер Fiat, Alfa Romeo, Lancia), Fujitsu-Siemens, Danone, CLEAR vita ABE, Jaffa, Viva, Telenor, Буковель, Австрийские Авиалинии, VAB group, Астра банк, OTP bank, Клуб "5 элемент", Государственная служба занятости, Foxtrot, Timotei, Dove и др.

META ADD

UTEL, УкрСиббанк, Укргазбанк, Укрпромбанк, Банк "Финансы и кредит", СЕБ банк, Банк "Клиринговый дом", Peugeot, Nokia, Nemiroff, Хортица, PRIME, Мистель, Золотая амфора, Кредо-Классик, АСКА, СК "Эталон", Gillette, ЖК "Голосеево", Cosmopolitan, Zarina, Евролаб, АИС, Интертелеком, Alternet, CORAL TRAVEL, Таврийские игры, Rainbow Tours, Ласпи, Капро, Атлант-М, Уро-Про, Аirwell, AleXX, Николь Моторс, Віннер Автомотів, ФрансАвто, ПрагаАвто и др.

MI 6

Nokia, Toyota, Юг-Контракт, Aerosvit, Фокстрот, Познякижилбуд и др.

Mouse Internet Media

Атлант-М, МТС, UniCreditBank, Stella Artois, АвтоКапитал (Мерседес), МастерКласс и др.

Target Media Group Ukraine

УкрАвто, АвтоКапитал, LG Electronics Ukraine, НадраБанк, Winner Imports Ukraine, CA Automotive, Toyota Ukraine, P&G Ukraine, Shell Ukraine, UniCredit Bank, REDI Capital, Seven Hills, Мивина, Longer, CІPAEN Ukraine, Difo Ukraine и др.

Интернет агентство ЭХО

Автосоюз, Ауди Випос, Microsoft, Cisco, Hewlett-Packard, WimmBillDann, КУА Спарта, MacCoffee, ERSTE bank, Vega, Олимпик-Парк, Loreal, Nestle, Coca-Cola, Голосеево, Новопечерские Липки, Престиж Холл, Neckermann, Ringoo, Украинская СТраховая Группа, SEAT, ROSAVA, Nissan, Webasto, ТРК Украина, Coca-Cola, Sandora, Procter&Gamble (Oral-B), Speak-Up, JTI, Miele, Siemens, Форекс Клуб, Страховые Традиции, Universal Bank, Укргазбанк, ТОЧКА, Укрсоцбанк, ДельтаБанк и др.

Интернет Технолоджис

Gillette, Tampax, Motorola, Erste Bank, Jakuzzi, Конти, SEB, Xerox, Intel, WizzAir, SonyEricsson, Colgate-Palmolive, DHL, Pampers, Allways и др.

Интернет Эксперт

PEOPLEnet, BDF, Форум-Банк, CURTIS, OTP Bank, Millenium Asset Management, Bankophone, Jacuzzi, Herbalis и др.

Медиапланер

Kyivstar и др.

НАИР

Телерадиокомпания "Украина", ВЕЛЮКС Україна, АБ "БРОКБІЗНЕСБАНК", Матеря Медика, Автотрейдинг, АНТАЛ-СЕРВИС, Ukranian Development Partners, Стимекс, ВИДИ Автострада и др.

Оптимум Медиа Украина

Nokian Tyres & Vianor, Zentiva, UkrSibbank, Wrigley, Visa, Nokia Siemens Network, ISN, International Property Expo, McDonald's, Nissan Motors (brand Infiniti), Hunca, Sony Pictures/Columbia pictures, Beko, KRKA, Sony Professional Solutions Europe, RGM, Vision TV/Viasat и др.

 

Откаты

Оказывается, что агентства "сверхоптимистичны" по отношению к себе и наоборот "сверхскептичны" к конкурентам. Хотя, если к такому положению дел ВРК привыкла, оценивая другие рекламные рынки, но в случае с интернет-рынком все принимает гипертрофированные формы. "Для специалистов интернет-рынка характерна чрезмерная безапеляционность собственных оценок, что имеет даже слегка комический эффект при интегрировании их ответов исследователем", - отмечает Лазебник.

У исследователей сложилось впечатление, что какая-то часть клиентских бюджетов и вовсе не доходит до интернет-площадок. Что, возможно, свидетельствует о наличии коррумпированных (откатных) схем. Причем, это могут быть значительные суммы. Таким образом, РА действуют совершенно недальновидно, наживаясь в настоящий момент, но медленно убивая рынок.

Также достаточно сложно проанализировать общее состояние рынка, поскольку интернет-медиаагентства могут обслуживать одних и тех же клиентов, причем в рамках даже одного медиасезона, и довольно часто пользуются услугами друг друга. В связи с этим ряд клиентских бюджетов дублируется, что сильно затрудняет оценку интернет-медиа-рынка в целом, с одной стороны, и расстановку игроков - с другой.

Однако, было выявлено, что предыдущие оценки объемов интернет-рынка от ВРК не учитывали некоторых показателей, а именно: рекламных бюджетов, которые расходуются на десятки, если не сотни мелких сайтов, каждый из которых не представляет особого интереса в виду малых медиа-оборотов, но суммарный показатель небольших ресурсов вполне приличен и уже бывает сравним с очень крупной площадкой. "Кроме того, в предыдущие годы мы упускали из виду объемы рекламы, которые направлялись на неукраинские ресурсы (например, одноклассники, Mail.ru и др.), - отмечает исполнительный директор ВРК.

К сожалению, ничего в отчете не говорится о состоянии рынка в условиях нарастающего кризиса. Очевидно, что оценки были сделаны ранее, и он еще просто не докатился. Хотя руководитель одной из РА сообщил, что клиенты начали резко отказываться от рекламных кампаний. Так что, как бы не перешлось коалиции (рекламной) пересматривать свои прогнозы еще раз. Или может волна дойдет уже в следующем году?

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи