9 ноября 2008, 0:12

Украинский ИТ-рынок в условиях финансового кризиса: оснований для паники нет

Похоже, что кризис, который свирепствует в мире, еще не докатился до ИТ-бизнеса нашей страны. Так ли это? Проанализируем создавшуюся ситуацию.

Действительно, обстоятельное штудирование материалов СМИ, посещение профессиональных встреч формата конференций (в частности, Второй специализированной конференции "Бизнес Интернет-магазинов и онлайн-сервисов") и непосредственные контакты с отечественными "айтишниками", позволяют сделать вывод, что "наши" настроены весьма оптимистично и поддаваться панике не намерены.

Так, один из столпов ИТ-бизнеса — мобильная связь — крепко стоит на ногах и прогибаться под воздействием кризиса не собирается. Каких-либо серьезных изменений на рынке мобильной связи не наблюдается. Своей чередой идут маркетинговые акции (например, в октябре МТС предлагал по специальной цене (всего за 30 коп.) засылать ммски родным и близким). Другие мобильные операторы тоже не высказывают признаков беспокойства. Так что вряд ли возникнут какие-либо ощутимые изменения на рынке мобильной связи — высокая конкуренция и низкий уровень цен на услуги делает этот рынок менее уязвимым в сравнении с другими потребительскими рынками в Украине.

Чтобы говорить о кризисе в ИТ-бизнесе надо понять и осознать последствия финансового кризиса в стране, в целом. Сегодня же никто не может с точностью оценить его размеры и его влияние на различные секторы экономики, в том числе и на телекоммуникационный сегмент.

По оценкам международных аналитиков, в частности, Financial Times, мировой финансовый кризис очень незначительно заденет сектор мобильной связи и пользовательские привычки абонентов. Это подтверждает и последнее исследование компании Morgan Stanley, зафиксировавшее отсутствие каких-либо серьезных изменений в объемах потребляемых услуг мобильной связи в Европе. FT считает, что, скорее, кризис скажется на увеличении жизни мобильных терминалов — абоненты не так часто будут менять свои модели на более современные и продвинутые. Соответственно, и в Украине можно предположить определенное снижение объемов продаж на рынке "трубок". (Хотя припоминаю высказывание одного из заезжих "ихних" топ-менеджеров, который не без оснований поразился тому, что многие наши соотечественники могут ходить в стоптанных ботинках и изношенных до предела джинсах, но с "трубками" самых последних моделей).

Как бы там ни было, но мобильные операторы в Украине не стеснены в средствах на операционную деятельность и на инвестиционные проекты, поэтому "могут спать спокойно". В частности, генеральный директор МТС-Украина Андрей Дубовсков заявил, что "поскольку компания поддерживает оптимальный уровень долга, заемные возможности МТС в настоящее время не ограничены и, в случае необходимости, мы в состоянии покрывать свои потребности как за счёт собственных, так и заёмных средств".

Однако компания МТС "держит руку на пульсе" и внимательно наблюдает за развитием ситуации на всех рынках своего присутствия. Ведется тщательный анализ всех изменений с тем, чтобы быть готовыми к любым сценариям дальнейшего развития.

К сожалению, кризис стал "модной" темой, на которой спекулируют многие СМИ, распространяя такой "негатив", который не может не вызывать определённого беспокойства и тревоги у людей. Хотя позитивным моментом при этом является то, что в условиях нестабильности это ведет к более обдуманному планированию расходов, изысканию дополнительных ресурсов и возможностей. Поэтому не надо быть "семи пядей во лбу", чтобы предсказать, что в этом аспекте будет все-таки наблюдаться снижение продаж продуктов премиум-класса и других товаров "второй" необходимости.

Вот почему компаниям-продавцам уже сейчас следует готовиться все же к определенному спаду потребительского спроса, целесообразно пересмотреть ассортимент в сторону его разумного фильтрования.

Сокращение бюджетов на развитие информационных технологий повлияет и на корпоративный сектор ИТ: придется провести ревизию планов обновления парков ПК, оставить мечты про переводы многих компаний на использование ноутбуков. Хотя тут могут подсобить нетбуки (правда, задумывались они как некая замена ноутам в бюджетном формате (баксов этак за 300, а то и вовсе за 200), но за счет всевозможных наворотов в настоящее время их стоимость стремительно рвется в небо, уже приблизившись к ценам на бюджетные модели полноразмерных ноутов).

Продавцы должны будут максимально адекватно оценивать ситуацию на рынке, понимая все трудности своих партнёров, прежде всего в самом больном вопросе – кредитовании. Исходя из этого, выиграет тот, кто выработает продуманную политику поставок. А для этого, надо сотворить оптимальный план отгрузок продукции с возможностью оперативного реагирования на изменения рынка. Не помешает и оперативно получать информацию "из первых рук", чтобы иметь возможность быстрой реакции на изменение рыночной ситуации.

И все же есть достаточные основания полагать, что Украина, еще стоящая поодаль от стран Евросоюза и не столь серьезно интегрированная в мировую экономику (несмотря на свое вхождение в ВТО), как другие развитые страны, сможет смягчить влияние мирового кризиса на свою экономику. (Правда, нестабильная политическая ситуация может, наоборот, еще сильнее усугубить такое влияние).

Да, кризис еще не пришёл на украинский рынок, скорее он ещё в пути. Поэтому говорить о пагубном влиянии кризиса на заказчиков и ИТ-бизнес пока рано.

Что касается перспектив украинского ИТ-рынка, эксперты и ИТ-компании уверены в общей тенденции его роста, хотя и отмечают, что темпы этого роста существенно замедлятся, что в итоге приведет к определенному перераспределению рынка.

Для розничного сектора ИТ-бизнеса, возможно, действительно наступит трудный период, поскольку покупательская способность населения в Украине снизится, вследствие чего сократятся объёмы продаж ПК, комплектующих блоков и аксессуаров к ним.

Выиграют продукты тех производителей, кто не стремится ободрать покупателя, как липку, а предлагает хорошее соотношение цены и качества. Они-то и постараются увеличить свою долю на рынке, остальным же придется потесниться.

Дело в том, что во время любого кризиса процесс любой покупки становится более осмысленным и взвешенным, и аргументов задуматься о производительности решения, соотношении "цена/качество" у заказчиков гораздо больше, чем в "мирное" время.

Надо не зацикливаться на "негативе" и помнить, что кризис — не только время упадка, но и время перемен, новых возможностей и своего рода индикатор эффективности работы той или иной структуры.

Поэтому компании, деятельность которых была целесообразной, динамичной и ориентированной на интересы заказчика, выйдут из кризиса даже с существенным увеличением доли рынка. Ну, а другим будет весьма сложно приспособиться к новым условиям и придется пойти на такие жесткие меры как сокращение штата сотрудников и переосмысление своего места на ИТ-рынке.

В сложившейся ситуации не исключена возможность того, что украинские компании пересмотрят свои перспективные бизнес-планы, связанные с инвестициями в ИТ-инфраструктуру. Таким образом, для существенного влияния на ИТ-рынок должен произойти значительный общий спад экономической активности в Украине. Кризис подтолкнет потребителей, особенно корпоративных, к эффективному использованию средств, что, в свою очередь, обещает оживление для компаний, оказывающих услуги по ИТ-консалтингу.

Кроме того, кризис будет стимулировать диверсификацию компаний: целесообразно и разумно будет "распластаться" в нескольких сегментах рынка, чтобы удержаться на плаву. Ну, и, конечно, осваивать новые технологии. Если рынок их востребует, то "о каком кризисе Вы говорите?".



Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи