Или возвращение к совковому периоду, когда ничего нельзя было купить. Лишь счастливчики могли отовариться за валюту (чеки) в "березках" и "каштанах" - были такие валютные магазины.
Пока торговые сети говорят лишь о временных проблемах и оптимизации деятельности, которая означает в первую очередь сокращение персонала. Но, очевидно, что поставщики не в состоянии закупать технику за рубежом за доллары, которых нет, а торговые сети — расплачиваться за продукцию, которая все время дорожает.
Пока все распродают товары, которые залежались на складах в связи со снижением покупательской активности. Ведь много продукции было завезено в конце лета накануне нового учебного года, в так называемый период back-to-school.
"Текущие запасы на складах дистрибуторов позволят обеспечить рынок продукцией до конца I квартала 2009 года. Кроме того, на динамику рынка негативно влияет проблема задержки платежей, возникшая в начале IV квартала", - отмечает Максим Бараш, вице-президент группы компаний DataLux.
В то же время продажи в торговых сетях резко упали осенью в связи с замораживанием кредитных программ. Так, покупатели, которые планировали взять технику в кредит, либо приобретают товар дешевле за наличные, либо отказываются от покупки с намерением купить её позже. В связи с этим в традиционно активный осенний период наблюдается недостаточный рост спроса по сравнению с предыдущими годами. Однако, при этом в конце октября был зафиксирован всплеск продаж, связанный с тем, что люди забирали деньги с депозитов.
Очевидно, что к концу зимы завезенный в конце лета товар на складах закончится, а в магазинах раскупится. Возможно, это произойдет и раньше, в "рождественский" период, перед новогодними праздниками, если потребители поймут, что покупать потом уже будет нечего.
Ситуация сможет стабилизироваться лишь вначале 2010 года. "В январе 2009 года прогнозируется второй всплеск кризисной волны. В марте 2010 года ситуация стабилизируется. Нынешнее состояние рынка мы оцениваем, как сложное, но не критическое, а для сильных игроков - даже перспективное, ведь с одной стороны кризис – это негатив, а с другой – возможности. Мы видим в кризисе возможности для развития", - говорит коммерческий директор компании "Фокстрот. Техника для дома" Сергей Карась.
Так что в следующем году ожидается большое сокращение, если не сказать иначе, коллапс объемов продаж ИТ-техники и электроники.
По словам директора по маркетингу DataLux Игоря Волынского, индекс потребительских настроений в Украине в последние две недели октября снизился до уровня 2000-2001 годов. И это позволяет прогнозировать значительное снижение продаж в январе-феврале 2009 года.
"Если в декабре мы ожидаем стабильный спрос на ноутбуки, потребительскую электронику и другие ИТ-товары в условиях сезона приобретения новогодних подарков, то в следующем году прогнозируется сокращение объема ИТ-рынка до 1/3 – 1/2 от объема 2008 года".
Таким образом, сами компании, продолжая излучать оптимизм, прогнозируют сокращение объемов продаж в следующем году в 2-3 раза!
Ситуация может наладиться только с окончанием периода вытекания валюты из украинской экономики. Теперь понятно, что нельзя было ориентироваться исключительно на металлургию, а развивать и другие отрасли, например, оффшорное программирование и туризм. Возможно, именно кризис заставит реально развивать другие экспортноориентированные отрасли.