27 января 2009, 14:37

Станут ли нетбуки "лэптотами"?

То, что нетбуки, эти "мини-ноуты", прочно и не на один год вошли в нашу повседневную жизнь и становятся "рабочими лошадками" для "мобильных" землян, доказывать не надо, это — аксиома. Но есть, как говорится, нюансы.

В связи с претензиями компании Psion и угрозами запрета использования самого термина "нетбук" (о чем мы уже писали), активно предлагаются иные "эвфемизмы" типа "мини-ноутбуки", "бэби-ноуты", а вот в последнее время обозначился и совсем новый термин — "лэптоты", хотя самому этому слову уже несколько столетий. (Для сведения: ранее (еще в XVIII веке) лэптотами именовали колониальные войска Франции в Африке). Нынче же подразумевается, что "лэптот" (вполне возможно, возникший просто в результате банальной "очепятки" и превративщийся в своеобразный "мэм" — это ультра-портативный суб-ноутбук). Какой из этих терминов приживется, время покажет, а пока несколько размышлений о том, что мы уже имеем.

Действительно, лучшего компаньона в пути (командировке, отпуске), чем "лэптот", не найти: основным вычислительным потребностям соответствует, "мыло" передает и принимает, по Вэбу "серфит" и документы создает. Да еще энергии потребляет мало и стоит меньше, чем стандартный лэптоп.

А тут еще и кризис, приучающий задумываться: "Зачем платить больше?"

Словом, по оценке экспертов, нетбуки занимают важную нишу на рынке потребительских ПК. Аналитик компании Forrester Research Дж.П.Гаундер (J. P. Gownder) утверждает, что более трети американских покупателей интересуются нетбуками в качестве второго или третьего ПК для работы "в пути". А четверть потребителей рассматривают вопрос приобретения легкого, энергоэкономичного и недорогого (большинство нетбуков стоят между 200 и 500 долл.) портативного девайса для своих детей.

"Поэтому нетбуки — это больше, чем просто дешевая альтернатива, которая может пошатнуть продажи традиционных ПК, скорее их приобретают с четко выраженной целью. Фактически нетбуки представляют третий форм-фактор в пространстве потребительских ПК, в дополнение к лэптопам и десктопам". Таково мнение эксперта.

А еще половина американских потребителей полагают, что экранчики мобильников слишком малы для работы с данными и пригодны разве что только для эсэмесок. Поэтому в этом плане у нетбуков явное преимущество и перед большинством мобильных телефонов. И для такой категории потребителей место нетбуков — между ПК и мобилками.

Нельзя забывать и об эстетической составляющей в пользу нетбуков, которые, как и мобильные телефоны, становятся модным аксессуаром, помещаясь в небольшие сумки (или большие кошельки), пребывая при своем владельце почти круглосуточно и всю неделю.

Например, такой девайс из мира высокой моды, как Mini 1000 Vivienne Tam от НР имеет "горячий" сексуально-розовый экстерьер и "дуже пасує" к изысканному вечернему туалету. Правда, и стоит он дороже других нетбуков — $700.

Однако у нетбуков есть и свои собственные проблемы, одна из которых слабый маркетинг. Частенько производители сами сбивают "с панталыку" покупателей схожестью имен моделей нетбуков с уже хорошо известными именами линеек ноутов, внося тем самым разброд и шатания в умы потенциальных потребителей. За примерами далеко ходить не надо — самые яркие это Dell Inspiron Mini и HP Mini-Note.

Такая маркетинговая проблема родилась из статистических отчетов, свидетельствующих, что почти четверть из потребителей в США думают о нетбуках, как о равноценной замене более дорогих лэптопов. Они, возможно, не осознают, что их экраны и клавиатуры намного меньше, а процессоры, как ни крути, слабоваты для многих вэбовских приложений (Google Docs, Flickr и др).

Определенно, что нетбуки — это не просто лэптопы-лилипуты. По шкале тестирования производительности и других факторов, которая применяется журналом PC World и другими уважаемыми изданиями, нетбуки набирают всего около 35 баллов, тогда как полноразмерные лэптопы с самыми последними моделями 2-ядерных процессоров Intel — свыше 100.

Еще одна проблема — это сдержанное недовольство "гигантов рынка" "меньшими братьями" ноутбуков (и их "родителями"), ибо продажи последних, естественно, падают. (Правда, гиганты вовремя сообразили и сами становятся "родителями" нетбуков). Однако все равно в конце 2008 года значительно подупали продажи серьезных производителей ПК (Dell и иже с ним). Это отмечает также и Apple, компания, которая пока отказалась от планов зайти на рынок нетбуков. По словам одного из директоров компании Apple Тима Кука, в настоящее время замещающего Стива Джобса на время его больничного, Apple в ближайшем будущем вряд ли выпустит нетбук стоимостью менее 500 долларов.

"По нашему мнению, продукты, представленные сейчас в этом сегменте рынка, основаны на значительно менее мощных аппаратных платформах, чем, как нам кажется, желают потребители, и оснащаются не лучшим ПО, уменьшенными клавиатурами и маленькими дисплеями", - пояснил мистер Кук, добавив, что у Apple все же есть собственные идеи для этого рынка.

Упала прибыль и софтверного бизнеса в лице непотопляемой Microsoft. Популярность нетбуков вылезла компании боком, сократив на 8% доходы от продажи полновесных программ типа Windows Vista.

Тем не менее конструкторская мысль подстегивается, дабы изобретать и являть миру нечто новое, в пику новоявленным "лэптотам". Ну, а сами "лэптоты", по примеру известного кота Васьки, который "слушает, да ест", поступают аналогично, о чем свидетельствует их мировой, растущий, как на дрожжах, рынок.

Так что, если есть планы разжиться в ближайшее время мини-ноутом, имейте ввиду, что точно так же как "Украина не Россия", так и нетбуки не есть лэптопы и они не идеальны для полноценной долговременной работы, хотя небольшой размер и меньшая цена, безусловно, привлекают. Однако маленькая клавиатура, затрудняющая печатание, и небольшой дисплей не позволяют выполнять полноценную работу с офисным ПО и "тяжелой" графикой.

Хотя для работы "на подхвате" (когда необходимы лишь легкий девайс с дисплеем, клавиатурой, парой USB-портов и скромными веб-возможностями) нетбуки представляют почти идеальное решение.

В данный момент, по крайней мере, на американском рынке, наблюдается нехватка нетбуков, хотя их реализация подолжает расти даже в наше нелегкое кризисное время. В Штатах, как горячие пирожки, "на ура" улетает "горячая пятерка" мини-ноутов в составе: родоначальника и пионера Asus EeePC, а также Ideapad S10, Acer Aspire One, N10JC и Dell Inspiron Mini 9.

Проанализировав их "начинку", можно "нарисовать" типичный "портрет" наиболее востребованного нетбука. Это — небольшой мобильный девайс весом в районе плюс-минус 1 кг, "сердце" которого — процессор 1.6-ГГц Intel Atom N270 (заточенный как раз под данную категорию). Дисплей — 10 дюймов. Жесткий диск — 80-160 Гб. Конечно же, широкий экран. Диапазон цен — $349 — 649.

В связи с похожими техническими параметрами многих производителей конкурентная борьба в настоящее время перемещается в плоскость борьбы дизайнов. Уже упоминавшийся Mini 1000 Vivienne Tam от НР и новый Acer Aspire One – отличное тому подтверждение.

Однако нынешнее понятие нетбука (мини-ноута, ультра-субноутбука или лэптота) некоторые критики подвергают весьма большому сомнению. Действительно, а что является конкретным критическим фактором, основным параметром при отнесении девайса к категории нетбуков? Вроде бы и так ясно — это его малый размер и вес в сочетании с размерами. Однако высказываются и мысли о грядущих нетбуках с 17-дюймовыми дисплеями, что подразумевает под главным критерием лишь усеченность его функций. Мысль, конечно, интересная, но вряд ли приверженцы 17-дюймовых "лэптотов" победят, по крайней мере в ближайшем будущем. Как-никак портативность — весьма существенный козырь, например, для огромной массы студентов. Еще один фактор успеха — это длительная работа от аккумуляторов. Применение качественно новых (один из наилучших реальных вариантов — это топливные элементы) источников питания в сочетании с постоянно снижающимися ценами на твердотельные накопители SSD взамен традиционных винчестеров позволят "лэптотам" не только не сдавать своих завоеванных позиций, но и активно захватывать новые.

Ну, а в будущем, правда, более далеком, очевидно, вполне вероятна сборка под индивидуальный заказ конкретного потенциального покупателя. Выглядеть это может приблизительно так. Вы направляете по Интернету в адрес производителя (или его уполномоченного представителя) желаемые характеристики девайса и свои предпочтения (включая цвет корпуса и его материал), а также предполагаемые финансовые параметры. Эти данные собираются в глобальную базу данных, а затем сортируются по заданным параметрам. В свою очередь, производитель выпускает партию заказанных моделей, которые затем рассылаются заказчикам, проживающим в различных уголках нашей планеты.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи