28 января 2009, 13:11

Китайские производители электроники "пошли в деревню"

В условиях экономического кризиса для стимулирования отраслей правительство должно рассматривать различные способы поощрения производителей, например, через субсидирование покупательской способности населения, как это, например, делается в Китае.

По мере того как мировой финансовый кризис постепенно "поражает" кошельки и покупательскую способность рядовых граждан Поднебесной, правительство страны вынашивает планы масштабного субсидирования деревенского населения при покупке электроники. По мнению властей такие меры не только смогут серьезно поддержать спрос на высокотехнологичные товары в сельских и глубинных районах Китая, но и кардинально изменят картину потребительского баланса на продукты электронной промышленности в стране.

Пилотная программа субсидий жителям глубинки (13% при покупке бытовой электроники) была запущена в качестве эксперимента в 12 провинциях страны еще в феврале 2008 года. Сейчас власти хотят расширить список товаров. Теперь в него будут входить не только мелкие и средние бытовые приборы, но и кондиционеры, компьютеры и даже мотоциклы.

"Данная мера рассматривается как поддержка отечественных производителей в сложной кризисной ситуации", - говорит вице-президент компании Lenovo Лю Цзе (Liu Jie). Идя по пути "деревенских продаж" своих компьютеров компания рассчитывает в сложных рыночных условиях выйти на прибыль в 10 млрд. юаней (1.46 млрд. долл.).

Глава маркетинговой службы другого китайского компьютерного гиганта – компании Founder – Лю Жэньган (Liu Rengang) отмечает, что уже осуществлен выход на малые города и уездные центры, а к концу года продажи будут идти уже на уровне поселков и деревень. Хотя кошельки сельских жителей не сравнятся с городскими - компания рассчитывает на значительное увеличение продаж.

Международные брэнды, такие как Dell и Hewlett-Packard, тоже смотрят в сторону "бедных" рынков. Чжан Юнли, вице-президент HP China, объявил в прошлом месяце в интервью газете National Business Daily о начале продаж на уездном уровне.

Для сельских регионов практически все производители компьютеров разработали низкобюджетные модели персоналок стоимостью ниже 4 тысячи юаней (около 600 долл.) за системный блок с монитором. Примерно в этом же ценовом диапазоне находятся менее производительные, но очень популярные в Китае ноутбуки.

Программа правительственных субсидий на электронику сопровождается целым рядом других мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса и потребления в Китае, где уровень внешней торговли упал за последние 2 месяца практически до уровня конца 2007 года. Стимуляционный пакет обойдется в общем порядка 4 триллиона юаней (584 млрд. долл.). Работа по оказанию помощи производителям и повышению потребительского спроса в сельхозрайонах ведется по 10 различным направлениям.

В условиях резкого сокращения доходов у частных лиц и компаний главные игроки китайского ИТ-рынка несут беспрецедентные потери. Начало года в Китае – в преддверии Праздника Весны (китайский Новый год по лунному календарю) – всегда знаменуется обвальным спросом на товары народного потребления. Однако крупнейший и самый оживленный оптовый ИТ-рынок в Китае в пекинском районе "Чжун гуань цун" (Zhongguancong) стал похож на брошенный муравейник. Инфраструктура, дававшая работу десяткам тысяч предпринимателям и сотням тысяч обслуживающего персонала, замерла. И неизвестно сможет ли она воспрять после окончания праздников в начале февраля. Тысячи дилеров заявляют о 30%-50% падении продаж и покидают этот бизнес по всей стране. Крупнейшие оптовые рынки электроники в Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу находятся на грани банкротства.

Lenovo объявила о сокращении двух с половиной тысяч рабочих мест, что составляет порядка 11 процентов от общей численности персонала компании по всему миру. В заявлении не сообщается, где именно китайский производитель сокращает рабочих, но говорится что на операции внутри Китая это не повлияет. HP, в свою очередь, заявил о сокращении 24 600 рабочих мест.

"Потребительская электроника, и в особенности персональные компьютеры, не являются предметами первой необходимости, - говорит Лю из Lenovo. - Поэтому производители ИТ-сектора наиболее уязвимы во время кризиса".

Неразработанные рынки в китайской глубинке могут стать лекарством, которое значительно облегчит "страдания больного". По данным China Internet Network Information Center (CNNIC) к концу 2008 года количество интернет-пользователей в стране подскочило на 42 процента по сравнению с предыдущим годом и составило почти 300 миллионов, сделав Китай крупнейшей интернет-державой. Однако только 85 миллионов, менее чем одна треть из этого количества – являются жителями сельскохозяйственных районов. В то время как из 1,3 млрд. населения – сельских жителей 800 миллионов человек.

Благодаря целенаправленной государственной политике коммуникационная инфраструктура в сельских регионах страны развивалась и продолжает развиваться форсированными темпами. И хотя некоторые крестьяне в Китае иногда даже не подозревает о существовании таких устройств, как ПК, ситуация имеет тенденцию к коренному перелому. Об этом говорит хотя бы тот факт, что более 60 процентов прироста интернет-пользователей в 2008 году было получено именно за счет выхода в он-лайн сельских жителей. Весьма примечателен такой факт: в "зажиточных" сельских районах провинций, имеющих выход к морю (наиболее развитые провинции КНР), повсеместно распространена мода обязательно дарить молодоженам компьютер. Он рассматривается теперь как обязательный атрибут молодой семьи и успеха дальнейшей жизни. Большинство студентов и молодых людей в городах умеет пользоваться компьютером в повседневной жизни. И хотя фермерам он пока что еще в новинку – новая программа правительства будет способствовать еще большей компьютеризации села.

Ввиду всеобщей популярности ноутбуков – продажи ПК в 2008 несколько снизились. Однако общие тенденции, в особенности вкупе с госпрограммой и с учетом численности сельского населения, не так уж пессимистичны. Lenovo, например, рассчитывает, что за счет продвижения ноутбуков в сельских районах провинции Шаньдун (одна из самых богатых сельхозпровинций Китая) – она повысит в текущем году продажи на 17 процентов. Распространение информационных технологий в сельских районах идет семимильными шагами. В том же густонаселенном крестьянском Шаньдуне Lenovo планирует применить тактику "компьютерных караванов", когда электроника будет продаваться прямо "с колес", как овощи или фрукты, при мощной поддержке специальных агитбригад, идущих в авангарде.

Эксперты считают, что китайским производителям также придется столкнуться с серьезным вызовом в сельских районах. Пользователи там не видят практической пользы от компьютера, такой, как, например, от стиральной машины, облегчающей ручной труд, или необходимого для передвижения мотоцикла. Крестьянину незачем выходить в Интернет. А иногда и нет способа: магистральные сети проложены отнюдь не во всех регионах страны. В особенности, если речь идет о Западной Китае. "Мы осознаем сложность ситуации и мы готовы инвестировать в удаленные регионы страны с тем , чтобы сформировать и развить там спрос на нашу продукцию", - заявляет Lenovo. Множество китайских экспорт-ориентированных предприятий в прибрежных провинциях закрывается. Высвобождаются миллионы рабочих-мигрантов, которые возвратятся в свои деревни. По мнению китайских компаний, эта многомиллионная армия, вкусившая от благ цивилизации, является потенциальным проводником и агитатором будущих продаж.

Кстати, потенциально огромный рынок потребителей в сельских и особенно в западных районах Китая уже давно привлек к себе внимание иностранных компаний, работающих в Китае. Так Nokia и Motorola, которых значительно "подвинули" китайские производители сотовых телефонов, разработали несколько лет назад новую стратегию. Они продвигали на "бедные" рынки сотовые телефоны низшего ценового диапазона. Розничные цены некоторых моделей не превышали 300 юаней (около 40 долларов). В результате – они за несколько лет глубоко укоренились в регионах Китая, которые традиционно игнорировались китайскими производителями. После того как массовые продажи крестьянам начали сравниваться с доходами дорогих китайских моделей в городах, китайские производители осознали свою ошибку и тоже двинулись на освоение глубинки.

Игорь Мажаров является руководителем проекта ChinaDataResearch, проводящего маркетинговые исследования потребительских рынков Китая

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи