"Мне нравится покупать одежду в Интернете, потому что никто не мешает", - говорит 23-летняя тапйваньская студентка. Ежемесячно она тратит около 1500 тайваньских долларов (44 доллара США) на интернет-покупки. "Ты спокойно сидишь себе дома и выбираешь, что бы купить. Что может быть лучше?"
Распространение розничной е-торговли в Азии связано с усовершенствованием коммуникационной инфраструктуры и повышением безопасности способов оплаты. Согласно данным internetworldstats.com, в Азии доступ к сети имеют лишь 17% населения, в то время как в Северной Америке – 73%, а в Европе – почти 50%. ак как все больше жителей Азии, а в первую очередь, Китая и Индии, получают доступ к Интернету, то темпы прироста интернет-продаж будут расти до 20% в год. А в Японии, по оценкам специалистов, этот рынок будет расти на 40% ежегодно.
"Это огромная возможности для торговцев в Азиатско-тихоокеанском регионе снизить операционные расходы, - говорит Сандра Ханчард (Sandra Hanchard), ведущий аналитик онлайновой разведки Hitwise, подразделения Experian Group. - Погружение в Интернет является одной из характерной особенностей образа жизни современного человека. И все больше традиционных торговцев понимают, что это возможность прямого выхода на потребителя".
Хотя мировой финансовый кризис сказался и на онлайновой, и на традиционной торговле, неопределенность будущего экономического положения заставляет покупателей искать онлайн поддержанные товары или арендовать их, как, например, на сайте thatbagiwant.com.
Некоторые азиаты покупают в Интернете все: от мебели и цветов до билетов и iPod. Все большую популярность на Тайване набирают онлайновые игры, например, маджонг. А жители Гонконга и Австралии часто посещают и зарубежные е-магазины.
Наиболее популярными сайтами в Азии являются Amazon.com и eBay. В Китае самой знаменитой и наиболее посещаемой "Интернет-барахолкой" является taobao.com.
Самыми популярными товарами на сайте eBay в Индии в 2008 году стали ювелирные украшения, сотовые телефоны, MP3-проигрыватели, женская одежда и индийские марки и монеты. На сайте зарегистрировано более 2 млн. пользователей.
Продажи компании показывают, что, несмотря на относительный низкий процент населения, имеющего доступ к сети, жители Индии вполне готовы к интернет шопингу.
"Раньше больше покупали недорогие товары, но сейчас все больше покупателей дорогой продукции, так как возросло доверие к безопасности онлайновых покупок", - говорит Дипа Томас (Deepa Thomas), старший менеджер по массовым продажам eBay India.
В маркетинговом исследовании компании Euromonitor International прогнозируется, что розничные продажи через Интернет в АТР к 2012 году достигнут 71 млрд. долларов, что в два раза больше, чем в 2007 году.
Хотя Азия отстает по-прежнему от США, где в 2009 году, по прогнозам, объемы продаж достигнут 156 млрд. долларов.
В условия экономического спада в США онлайновые продажи таких компаний, как Best Buy Co Inc и Macy's Inc, продолжают расти, хотя продажи в магазинах падают. Аналитик Hitwise госпожа Ханчард говорит, что онлайновая торговля в Азии развивалась медленнее, чем в Европе и США, из-за нехватки инвестиций в развитие онлайновых каналов.
Усовершенствование интернет технологий и рост числа онлайновых покупателей в Азии способствуют и росту количества продавцов.
Компания RR Australia Ltd, владелец крупнейшей розничной сети по аренде бытовых электроприборов в Австралии Radio Rentals, открыла онлайновый магазин Big Brown Box в ноябре 2008 года. Это частично связано с тем, что австралийцы не могут заказывать электронику на зарубежных сайтах из-за различий вольтажа и розеток.
" Мы осознаем, что аппетиты онлайновых покупателей растут с каждым днем. У многих занятых людей просто нет времени, чтобы совершать покупки в обычном магазин", - прокомментировал исполнительный директор RR Australia Джон Хьюз (John Hughes).
Самым интересным является рост продаж онлайновых магазинов в странах с развитой торговлей: в Южной Корее, Японии и Тайване. В этих странах высокоразвитая коммуникационная инфраструктура и огромная доля населения имеет доступ к скоростному Интернету.
За последний год на Тайване онлайновые продажи выросли на 32.3%, достигнув 7.1 млрд. долларов США. Причем, большая часть покупок приходится на одежду, косметику и товары для здоровья.
Около 3000 интернет пользователей, имеющих карту Visa в Австралии, Гонконге, Индии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, потратили за год на покупки в Интернете в среднем по 3000 долларов.
Главным преимуществом для многих онлайновых покупателей в Азии является возможность купить товары, которые просто не продаются в их стране или стоят за рубежом дешевле.
Но, несмотря на все удобство онлайновой покупки, существует ряд проблем, например, продолжительные сроки доставки. Как пожаловалась жительница Сингапура: "Последний раз я купила через Интернет часы, но пришлось ждать три месяца, пока мне их доставили".
В Китае же – больше проблем связано с механизмами онлайновых платежей и с уровнем доверия к интернет-продавцам. Считается, что китайцы самая недоверчивая аудитория для Интернет-шопинга. Однако ситуация имеет тенденцию к "исправлению".
Игорь Мажаров является руководителем проекта ChinaDataResearch, проводящего маркетинговые исследования потребительских рынков Китая