30 марта 2009, 11:26

Контекстная реклама популярна во время кризиса

В 2008 году рынок интернет-рекламы в Украине снова показал положительную динамику, составив в итоге $20 млн. против 12 млн. в 2007 году. При этом объем рынка контекстной рекламы удвоился и достиг $6 млн.

Эти и другие результаты отражены в аналитическом исследовании рынка, проведенном компанией "Бегун".

Кризис

Мировой финансовый кризис оказал влияние на рекламную индустрию интернета, вызвав реструктуризацию рынка и изменение поведения рекламодателей. Рекламную деятельность свели до минимума ПИФы, девелоперы и часть банков. Тем не менее, спрос на интернет-рекламу продолжает оставаться высоким, поскольку кризис стал толчком для поиска бизнес-решений, рассчитанных на реальные продажи. Ушедших с рынка рекламодателей заменяют новые заказчики, в том числе те, кто переводит бюджеты в Сеть из традиционных видов медиа. Таким образом, интернет-реклама остается наиболее динамично развивающимся рекламным сегментом.

По оценкам рейтинга Bigmir, аудитория Уанета в декабре 2008 года составила 10,3 млн. уникальных пользователей. Сравнив эти данные с показателями 2007 года, можно сделать вывод, что в 2008 году аудитория украинского Интернета увеличилась примерно на 60%. В случае сохранения или незначительного изменения темпов роста в 2009 году аудитория украинского Интернета достигнет 12-13 млн. пользователей, а при благоприятных условиях (стремительное развитие IT-сферы, увеличение доступа к широкополосному Интернету в регионах) превысит эту цифру.

Аудитория Уанета, распределение по регионам

Бурный рост аудитории Уанета не остается незамеченным со стороны рекламодателей и рекламных агентств, что, в свою очередь, стимулирует рост рынка интернет-рекламы.

В 2009 году ожидается некоторое снижение темпов подключения пользователей к Сети. Связано это как с влиянием финансового кризиса на экономическую и социальную сферы, так и постепенным насыщением рынка за счет подключения регионов. Тем не менее, существенного снижения конкуренции среди провайдеров, ведущее к повышению тарифов на подключение и использование интернета, не предвидится.

В данных обстоятельствах скорость увеличения рынка может несколько замедлиться, но, благодаря огромному запасу роста и доступности ШПД, снижение темпа будет незначительным. Также весомый вклад вносит активная работа по продвижению контекстных продуктов участниками рынка (семинары, конференции, маркетинговые инициативы).

Развитию украинского рынка интернет-рекламы способствуют тенденции к его объединению, а также растущая прозрачность отрасли. По-прежнему важным фактором, сдерживающим рост рынка, является отсутствие общепризнанных стандартов отчетности и статистических измерений. Однако, согласно подсчетам участников рынка, расходы на рекламу в Интернете возросли до $20 млн., и предвидится их дальнейший рост.

Игроки

Основными игроками украинского рынка контекстной рекламы являются Google, "Яндекс", "Бегун", "Мета", I.ua.

Google - крупнейшая в мире поисковая система, предлагающая две рекламные программы – Google AdWords для рекламодателей и Google AdSense для владельцев сайтов. Контекстные рекламные объявления показываются в результатах поиска на портале google.com.ua и на партнерской сети. Подобно поисковой системе, контекстная реклама Google является весьма популярной среди украинских компаний и рекламных площадок, несмотря на некоторую специфику перевода и получения средств. Так, например, партнеры по программе AdSense получают именные чеки, по которым еще в течение 1-2 месяцев приходится ждать платеж в банке, при чем такая операция возможна в ограниченном количестве банков и их отделений. Тем не менее, это не останавливает рекламные площадки, что связано скорее с имиджом компании и возможно чуть более высокими доходами по сравнению с другими игроками рынка.

Яндекс – популярный российский портал, имеющий также систему размещения контекстнойрекламы - Яндекс.Директ . Контекстная реклама размещается не только в поиске Яндекса, но также на партнерских сайтах, входящих в его рекламную сеть. Позиционирует себя как главный конкурент Google на русскоязычном пространстве. Перевод и вывод средств весьма удобен и завязан на сервис "Яндекс.Деньги".

"Бегун" является основоположником и одним из лидеров российского рынка контекстной интернет-рекламы с 2002 года. Это сервис с оплатой за результат и аукционным ценообразованием. Вывод и перевод средств осуществляется как по безналичному расчету, так и перечислением по системе WebMoney.

В 2008 году дилерская сеть Бегуна в Украине расширилась и насчитывает теперь более 130 агентств из всех регионов Украины. 35% из них - компании, которые специализируются на комплексном обслуживании рекламодателей в Сети. Они предлагают контекстные продукты различных сервисов наряду с медийной рекламой, а также в ряде случаев и SEO-продвижение. 31% - компании, которые занимаются веб-разработкой и предлагают контекстную рекламу как составляющую пакета услуг. Для некоторых студий контекстная реклама давно стала одним из основных источников дохода. 16% - традиционные рекламные агентства, которые постепенно стали обращать внимание на Сеть после того, как ввиду внешних факторов сократилось количество рекламодателей в традиционных медиа.

Предлагают контекстную рекламу и два украинских портала - I.ua и Meta.ua.

I.ua входит в TOP-5 украинских порталов. Количество контактов на портале достигает 24 млн. в неделю, а его месячная аудитория составляет 4,6 млн. человек. Размещение контекстной рекламы в поисковой системе портала I.UA. осуществляется с помощью автоматизированной системы Context.Holder (разработчик – интернет-агентство Ми6).

Портал и поисковая система МЕТА (meta.ua) является лидером по набору сервисов для пользователей (сейчас их 50) и обрабатывает в два раза больше поисковых запросов, чем все остальные украинские поисковые системы, вместе взятые. В 2006 году доход компании составил около 2 млн. USD. Аудитория портала – более 4 миллионов активных украинских пользователей ежемесячно. МЕТА также размещает контекстную рекламу на своем портале.

Рынок растет

Что касается финансовых результатов, то с учетом того, что планирование объема рынка в 2008 году ориентировалось на курс 1$=5.05грн, прогноз осуществился, и рынок в сравнении с 2007 годом вырос в два раза.

Согласно статистическим данным сервиса "Бегун", в 2008 году наиболее популярными тематиками среди украинских интернет-пользователей были "Образование", "Промышленные товары" и "Авто". По данным тематикам наблюдалось наибольшее количество переходов пользователей по объявлениям рекламодателей "Бегуна" (почти 17% от общего количества переходов украинских пользователей в сервисе).

Самые популярные тематики среди украинских пользователей в 2008 году

Самыми популярными тематиками среди украинских рекламодателей стали "Промышленныетовары", "Образование" и "Недвижимость". Эти сегменты лидируют по количеству средств, потраченных украинскими рекламодателями для привлечения большего количества потенциальных клиентов — в сумме около 22% от всех инвестиций.

Самые популярные тематики среди украинских рекламодателей в 2008 году

Процентное соотношение по виду деятельности агентств в сравнении с 2007 годом не изменилось. В первом полугодии 2008 количество традиционных рекламных агентств было меньшим, но, начиная с середины третьего квартала, они стали активнее расширять сферу своей деятельности за счет Интернет. Отличительной чертой минувшего года является увеличение количества дилеров в регионах.

Несмотря на то, что деятельность многих украинских рекламодателей была подвержена негативному влиянию мирового кризиса, что в некоторой степени отразилось на величине их рекламных бюджетов, эти обстоятельства стали своего рода катализатором поиска эффективных и недорогих решений для многих рекламодателей, которые еще не использовали потенциал Сети. А так как продукты сервисов интернет-рекламы предлагают именно такие решения, то спрос на контекстную рекламу по-прежнему высок и продолжает расти. Благодаря активности основных игроков рынка, высокому спросу на контекстные продукты и большому запасу роста, украинский рынок контекстной рекламы в 2009 году продолжит интенсивно развиваться даже в неоднозначных условиях кризиса.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи