Пятнадцать лет назад двое учёных научно-исследовательской лаборатории компании, ныне известной как Telenor, с нетерпением готовились взяться за новый проект. Они собирались создать свой собственный веб-браузер. Первые строки кода впоследствии превратились в Opera – браузер, установивший и продолжающий устанавливать стандарты функциональности и быстродействия для всего рынка браузеров.
Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner), главный исполнительный директор Opera Software, и Гейр Иварсой (Geir Ivarsøy) начали создавать оригинальный веб-браузер для настольных систем в апреле 1994 г. Сегодня браузерами Opera на компьютерах под управлением Windows, Mac и Linux пользуются около 40 млн человек.
«Мы с Гейром понимали, что веб навсегда изменит образ жизни, работы, развлечений, и веб-браузер должен стать инструментом этих изменений», - подчеркнул Йон фон Течнер. – Сегодня я горжусь достижениями компании и сообщества приверженцев Opera. В следующие 15 лет миллиарды людей станут пользователями Всемирной сети и я уверен, что мы сможем дать им больше поводов использовать Opera – ведь все хотят работать с хорошим браузером независимо от того, где и как используется Интернет».
Браузер Opera для настольных компьютеров стал первым шагом к созданию единого кросс-платформенного ядра. Оно способно работать на многих аппаратных средствах, и сегодня Opera предлагает доступ в Интернет с помощью самого широкого ассортимента устройств. Телевизоры, ТВ-приставки, медиаплееры, мобильные телефоны, игровые консоли, автомобили и, конечно, компьютеры – все эти устройства делают браузеры Opera доступными сотням миллионов пользователей по всему миру.
Потребности пользователей – именно на это делают упор в компании с момента создания первого браузера. Opera Desktop предложил новые возможности, чтобы сделать Интернет более продуктивным и полезным.
Первый релиз Opera содержал основу для использования вкладок, позволяющих загружать и просматривать одновременно несколько веб-страниц в одном окне браузера.
В 2001 г. компания Opera предложила инструмент Mouse Gestures, который радикально улучшил навигацию по Всемирной сети. Система Speed Dial, позволяющая быстро открывать сайты с главной панели браузера, и механизм синхронизации Opera Link существенно упростили работу с закладками независимо от того, какое устройство используется для доступа в Сеть. Всё это дало импульс развитию новой функциональности браузеров.
Стоит напомнить и о некоторых негативных тенденциях. Так, доля Opera на браузерном рынке составляет всего около 3%. Тон по-прежнему задает Internet Explorer от Microsoft, однако ему на пятки наступает Mozilla Firefox, да и Google вклинился в борьбу вместе со своим Chrome. Так, самым популярным браузером в мире является Internet Explorer 7. По данным StatCounter, он занимает 38,6 процента рынка. На долю Mozilla Firefox 3 и Internet Explorer 6 приходится 25,7 и 21,81 процента мирового рынка браузеров.
Но, надеемся и Opera будет предлагать инновации, которые помогут браузеру снова включиться в конкурентную борьбу. В этом году компания Opera представила технологию Opera Turbo, которая позволяет сжимать содержимое веб-страниц и быстро загружать их даже при невысокой скорости Интернет-соединения. В компании обещают новые разработки, которым предстоит завоевать признание пользователей. Ведь Интернет следующего поколения не за горами!