2 апреля 2009 года этот вопрос обсуждался на заседании в Национальной комисси по вопросам регулирования связи (НКРС), где работа Ассоциации была признана правильной и поддержана. Ассоциации поручено подготовить свои предложения по соврешенствованию устаревших документов и неправомерно применяемых норм для РЭС операторов связи. В свою очередь НКРС обратилась с официальным письмом в Министерство здравоохранения (МОЗ) за разъяснением данной ситуации. Кроме того, готовятся соответствующие письма в Кабинет министров Украины, Совет предпринимателей и др.
Отметим, что существующие Правила являются практически полной копией "Временных санитарных норм и Правил защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами" СССР 1989 года и поэтому безнадежно устарели. Ведь за это время практически произошла беспроводная революция, когда люди уже не мыслят свое существование без радиоэлектронных устройств. Это уже не только радио и телевизор, но и мобильные телефоны, радиомодемы, наушники и прочее.
А теперь — что больше всего беспокоит в существующих Правилах специалистов?
Сразу же «непонятка» возникает с введения:
«К источникам электромагнитного излучения в населенных пунктах принадлежат радио-, телевизионные и радиолокационные станции разного назначения, которые работают в полосе радиочастот, а также сеть линий электропередачи, которая состоит из воздушных высоковольтных линий электропередачи и электрических подстанций. В состав подстанций могут входить: распределительные устройства, преобразователи электроэнергии, трансформаторы, выпрямители и другие устройства и сооружения.»
Таким образом, исходя данного «исчерпывающего» перечня источников электромагнитного излучения правила формально не распространяются на РЭС широкополосного беспроводного доступа (ШПД), однако, как отмечают в Ассоциации, на практике они таковыми считаются как на местах, так и в центре чиновниками санэпидстанций (СЭС). «Что это - превышение полномочий или злоупотребления?», - задаются вопросом специалисты.
Далее. В пункте 1.1.1. в отличие от вышепреведенного во вводной части исчерпывающего перечня неслучайно обобщение «и других объектов, которые излучают электромагнитную энергию в окружающую среду»:
«П.1.1.1. Санитарные нормы и правила (дальше - Правила) защиты населения от влияния ЭМП (электромагнитного поля - ITnews), которые создаются радиотехническими объектами, в дальнейшем РТО, определяют гигиенические требования к передающим радио-, телевизионным станциям и другим объектам, которые излучают электромагнитную энергию в окружающую среду. Правила распространяются на существующую жилищную застройку, застройку, которая проектируется и сооружается, отдельные жилые, общественные и производственные дома разного ведомственного подчинения, места массового отдыха населения, которое размещается в районах расположения как действующих РТО, так и тех, которые проектируются и сооружаются.»
Так как любое электронное усройство излучает электромагнитную энергию, то исключений в этих Правилах не предусмотрено ни для каких РЭС! Утюг, ПК, СВЧ-печь – будь добр представь санпаспорт и пройди всю процедуру, предусмотренную в этих Правилах и не только. Любой довод оператора или вопрос «А может быть на наше оборудование это требование не распространяется?» диссонирует в диалоге с любым представителем СЭС, а то и тонет в диком хохоте. Очевидно, что это определение придумал очень умный человек. И с этим человеком знакомы многие операторы. Многие сотрудники областных СЭС говорят, что Правила требуют изменений и не раз обращались с этим к вышестоящим органам, но «воз и ныне там».
Возникает вопрос к юристам: «Какого перечня придерживаться?» Работники СЭС придерживаются, естественно, второго определения, более общего. Может быть все-таки попросить дать конкретное толкование у МОЗ или лучше через суд? Хотя по этому вопросу Ассоциация писала в МОЗ, начиная с 2005 года. В ответ лишь получая письма–отписки. Но для СЭС это не аргумент.
В том же пункте Правил вводится вскользь понятие радиотехнического объекта (РТО). А конкретно, что это такое, расширенного определения нет, ссылок также нет. Естественно, в других законодательных документах его также нет, т. е. это и может быть и базовая станция, или, к примеру, тот же утюг. Можно, кстати, посмотреть и взять за основу, каким образом ITU (Международный Союз Электросвязи, членом которого является Украина) определяет понятие РТО, к которому отдельные "ретивые" исполнители СЭС пытаются отнести как базовые станции операторов современных широкополосных маломощных, так и соответствующие абонентские РЭС.
«Радиотехнический объект – совокупность систем передающих (приемных) радио-, телевизионных, радиолокационных (обнаружения, сопровождения, наведения, навигации, метеорологии), станций космической связи, радиоастрономии и других систем специального предназначения расположенных на одной технической территории.
(Ведомости резолюций, дополнений и изменений. Резолюция 1162 - Термины и сокращения, п.11) Международный Союз Электросвязи (ITU), Женева 1994 г.)
Как видно из определения, современные широкополосные маломощные и др. РЭС также к РТО сложно отнести. Данные РЭС – радиокарточки (радиомодемы), используемые в настольных компьютерах или ПК-блокнотах, интегрированные в пластиковый корпус с простейшими маршрутизаторами, малогабаритными антеннами образуют базовые или абонентские станции ШПД. Даже если несколько таких устройств совместить на одной стойке, необходимо применить максимум фантазии, чтобы отнести это хозяйство к РТО согласно приведенным выше определениям. Или здесь в очередной раз имеют место другие мотивы и соображения?
Поэтому специалисты хотят добиться исключения из перечня «подразумеваемых» источников электромагнитного излучения РЭС ШПД и других сверхмаломощных РЭС, на которые распространяется вся громоздская и сверхзатратная процедура создания санпаспорта и его сопровождения оператором.
Как компромиссный вариант, может быть предложен вариант, исходя из факта безопасности и безвредности получения на БС РЭС ШПД какого-то минимального документа за минимальную цену по минимальной процедуре взамен санпаспорта, но здесь существует опасность обратной трансформации в полновесный санпаспорт со стороны СЭС.
Необходимо дать четкое определение, что такое радиотехнический объект (РТО), и не распространять это определение, как это сделано в Правилах, огульно на все, что излучает электромагнитную энергию.
«П.1.3.3. Предельно допустимый уровень ЭМП, создаваемый другими типами станций, которые не вошли в таблицы 1.2 - 1.4, в том числе радиолокационными средствами, которые работают в импульсном режиме излучения, временно, до разработки индивидуальных нормативов, устанавливается 2,5 мкВт/см2, или 3 В/м, как для диапазонов ДВЧ и УВЧ».
Одним из самых важных пунктов, за который крайне необходимо побороться, считают в Wireless Ukraine, - это предельно допустимый уровень электромагнитного поля, который является одним из самых жестких в мире - 2,5 мкВт/см2. По мнению экспертов, он должен быть увеличен до 10 мкВт/см2, как в России или Венгрии, или даже до 100 мкВт/см2, как в странах Скандинавии. К слову, источниками электромагнитных волн являются и бытовые приборы - например, уровень электромагнитного поля от СВЧ-печи не должен превышать 10 мкВт/см2. Данный показатель изначально в Украине составлял 10 мкВт/см кв., но затем в 1996 году необоснованно был занижен. С той же целью — «доения» операторов.
Основная гамма РЭС ШПД, используемая операторами, имеет выходную мощность до 0,1 Вт (20 дБм). Методики расчетов и измерений уровней ЭМП, указанные в Правилах, при такой мощности, даже при наличии направленных антенн с достаточным усилением, не могут создать уровень ЭМП, выходящий за пределы таких значений. И это подтверждено протоколом испытаний, проведенных специалистов Ассоциации при участии сотрудников ОблСЭС в 2001 г. Кстати, нет ни одной современной методики и для современных средств связи. Или их отсутствие подтверждает, что данные Правила не распространяют свое действие на источники ЭМИ не из исключительного перечня во вводной части Правил.
Владельцы РЭС ШПД имеют разрешения на эксплуатацию, выданные Украинским государственным центром радиочастот (УГЦР), который выдает разрешения только на те РЭС ШПД, которые отвечают техническим требованиям, стандартам и нормам на данные средства в Украине.
Для подтверждения факта безопасности и безвредности рекомендуется провести независимую экспертизу через авторитетную и полномочную организацию, независимую от МОЗ, поскольку Министерство и его Институт Марзеева не заинтересованы в ускорении процесса. Далее разработать методику с привлечением широкого круга специалистов от Ассоциаций, профильных институтов, обобщив и зарубежный опыт.
«1.4.2. В отдельных случаях допускается размещение антенн передающих радиотехнических средств на крышах жилых, общественных и других домов, а также передатчиков на крышах нежилых производственных домов при условии соблюдения требований п. 1.3.»
Здесь есть еще две «рогатки». Как показала практика, в последнее время во всех случаях не допускается размещение антенн на крышах. Причем, наличие санпаспорта, выполнения требований п.1.3. не гарантирует получения разрешения сразу или получения предписания от СЭС. Еще жильцам что-то не понравилось или хотят «дополнительную плату», пишут обращение в СЭС, и данный орган запрещает работу РЭС базовой станции по принципу: «Если хотите, то через суд, а нам неприятностей не надо». Т. е. СЭС не заинтересован в разбирательствах с жильцами и опасается прокуратуры. Но ведь базовые станции ШПД маломощные и их больше и ставить-то в городе негде.
Поэтому было бы целесообразно исключить из этого пункта «отдельные случаи» и изложить его в следующем виде:
«Допускается размещение антенн, а также передатчиков передающих радиотехнических средств, на крышах нежилых производственных домов, а на крышах жилых, общественных и других домов — при условии соблюдения требований п. 1.3.».
Конечно, надо заботиться о здоровье людей, но без связи-то и Интернета они тоже жить не могут. Нужно добиться от санитарных правил четкости и убрать бессмысленные препятствия для дальнейшей информатизации нашего общества.