Ненавязчивая и полезная реклама – мечта потребителя. На этой мечте крупнейшие поисковые системы мира уже заработали миллиарды. Продукты, продвигаемые контекстной рекламой, наиболее соответствуют интересам потребителей и рекламодателей. Первые видят только то, чем интересуются, вторые – могут запросто измерить результаты. Вот только далеко не все имеют доступ к Интернет на протяжении дня. В мире всего 1 миллиард человек является пользователями сети, в то время как мобильной связью пользуются вчетверо больше людей. Так почему бы не использовать в качестве рекламного носителя телефон, который всегда рядом с абонентом? Кстати, к 2011 году на мобильной рекламе в мире собираются заработать 20 миллиардов долларов. Это столько же, сколько соберет сам рынок интернет-рекламы.
Рассмотрим пять самых эффективных и перспективных инструментов мобильной рекламы.
№1. МОБИКОД. Надоел ворох скидочных карточек, купонов и флаеров в кошельке? Рекламисты уже подумали об этом и предложили предъявлять вместо теряющихся бумажек мобильные телефоны, на экране которых будет высвечиваться всем известный штрих-код. Мобикод – это двухмерный штрих-код, который передается абонентам по SMS. Он считывается специальным сканером в месте предъявления, подтверждая право абонента на пользование специальными условиями: скидками, накопительными бонусами, пропуском на закрытые мероприятия. К примеру, на телефон абонента приходит сообщение о 50%-й скидке в популярной сети кофеен до конца дня. Все, что нужно клиенту – это вовремя показать экран телефона продавцу. Помимо удобства для потребителя это еще и экономно для рекламодателя. Не нужно содержать штат промоутеров, купон не нужно печатать, что сокращает материальные и логистические издержки.
№2. QR-КОД. Quick Response Code – захватывающая альтернатива штрих-коду. Представляет собой черно-белую картинку, которая с помощью фотокамеры мобильного телефона моментально расшифровывается в некое сообщение. C помощью этой технологии можно шифровать текстовые и графические изображения, интерактивные WAP и WEB ссылки и прочую информацию. Сфотографировав такой код, пользователь увидит на экране полезный рекламный текст или 3D-изображение, которое потом можно всячески использовать в рекламных целях. К примеру, код на афише анонсируемого блокбастера может немедленно сообщить, в каких кинотеатрах идет фильм.
Такие картинки превращают чтение рекламы в настоящее развлечение. Они привносят интригу (пользователям обязательно станет интересно, что же скрывается за черно-белым лабиринтом картинки), могут послужить отличным инструментом в рекламных квестах (цепь QR-кодов в зашифрованных местах выведет участника акции к призу), да и просто удобны (ни к чему запоминать и записывать адрес магазина или сайта, если можно их просто сфотографировать).
В этой картинке зашифровано вот такое ценное послание: "QR-коды - это не только красивая картинка, но и три-четыре абзаца полезной информации!". Чтобы прочесть, нужно закачать в телефон QR-код ридер. Например, здесь: http://reader.kaywa.com/
№3. CLICK-TO. Мы живем в эпоху одного клика. Кликнул – заказал еду, кликнул – купил тур на Ямайку, третий раз кликнул – фильм скачал. Соответственно, и реклама должна быть однокликовая. Технологии, побуждающие абонента детальнее ознакомиться с продуктом одним кликом, уже внедряются.
Click to Call. Технология мобильного маркетинга, когда звонок на справочную линию рекламодателя осуществляется автоматически после "клика" на рекламную ссылку. Таким образом, не возникает необходимости знать, запоминать и отдельно набирать телефонный номер.
Click to Download. Пользователь переходит по ссылке и активизирует загрузку на свой мобильный телефон компактных и специально адаптированных контентных продуктов: каталогов, справочников, информационных буклетов вплоть до "подарков" в виде заставок и "тем" оформления, рингтонов, брендированных игр.
Click to SMS. аналогично Click to Call, только с отправкой SMS-сообщения от абонента рекламодателю. Послать сообщение можно прямо из SMS-меню телефона, которое открывается после щелчка мышкой по специальной баннер-кнопке на мобильном сайте. Существуют решения, когда в SMS-разделе телефона открывается заранее подготовленный рекламодателем шаблон сообщения, который можно редактировать, уточняя характеристики запрашиваемого товара из широкого стандартного ассортимента (например, конкретные параметры автомобильных шин) с целью уточнения цены, наличия на складе, запроса ближайшего адреса розничной точки или склада и т.п. Ответ на свой SMS-запрос клиент также получает по SMS либо по телефону.
Click to Subscribe. Потенциальный потребитель, заполнив форму на специальной странице WAP/WEB-портала, подтверждает согласие на дальнейшее регулярное получение информации от бренда. В итоге новости от любимого дилера или ближайшего супермаркета абонент будет узнавать моментально, не прилагая дополнительных усилий.
№4. Flash-SMS и Blink-SMS. Вы сидите перед компьютером, работаете, телефон спокойно лежит рядышком, и лишь бегущая строка рекламного характера ненавязчиво оживляет потухший экран. Именно так выглядят рекламные СМС нового поколения. Flash-смски не записываются в память телефона, сразу отражаются на экране и они исчезают с экрана при нажатии на любую кнопку телефона. На Западе такой рекламный инструмент приобретает самые невероятные формы. К примеру, американский производитель одежды Dockers использовал рекламный ролик, где танцует известный танцор Дюфон, одетый в Dockers. Казалось бы, что тут интересного – ролик. Но вся соль в том, что ролик транслировался исключительно в iPhone, и включался, когда владельцы iPhone меняли положение телефона из вертикального в горизонтальное и наоборот. Ролик "внедрен" в игры, находящиеся на телефоне, при переходе на следующий уровень игрока просят потрясти телефон – и Дюфон начинает танцевать.
№5. LBS. "Только в кофейне за углом и только в ближайшие полчаса вас ждет чашка ароматного каппучино всего лишь за полцены!" И действительно, зачем рекламировать себя на наружном щите на Окружной, если можно продать товар в ста метрах от магазина? Location Based Services - позиционирование на местности – это перспективная технология мобильного маркетинга, дающая брендам возможность предлагать скидки (делать специальные предложения) всем проходящим мимо или вблизи точек продаж, организовывать игры и квесты на местности. Согласитесь, узнать о скидках в непосредственной близости от товара – это даже полезно.
Несмотря на пассивность мобильных операторов и осторожность украинских рекламодателей, можно с уверенностью прогнозировать динамичное развитие этих инструментов на отечественном рекламном рынке. Падающий рынок рекламы на ТВ и наружных щитах, а также скорая перспектива повсеместного 3G-интернет, обеспечит мобильной рекламе такое же блестящее будущее, как и интернет-рекламе.
Дарья Мельник является менеджером по связям с общественностью рекламного агентства R.A.M., специализирующегося на инновативных мобильных коммуникациях.