Своим решением №1579 от 9 июля "О соблюдении законодательства Украины в сфере телекоммуникаций" НКРС запретила устанавливать тарифы на услуги мобильной связи в размере 0,00 грн. за тарифную единицу. В официальных разъяснениях Комиссии главной целью решения заявлена защита прав потребителей.
Данное решение вызвало значительный резонанс. За исключением инициатора – компании "Киевстар Джи.Эс.Эм", - о своём категорическом несогласии заявили операторы мобильной связи.
Развернувшаяся внутриотраслевая дискуссия выявила невозможность использовать предложенный регулятором документ как руководство к действию. В первую очередь в силу неоднозначности содержащихся в нём формулировок.
Данная ситуация требует публичного обсуждения. Одним из его элементов осмысления призван стать настоящий документ. Его содержанием является попытка анализа ситуации с нулевыми тарифами.
Предпринятая регулятором попытка запретить так называемые "нулевые тарифы" напрямую затрагивает интересы весьма большого числа пользователей мобильной связи. Поскольку в настоящее время нулевая тарификация используется исключительно для внутрисетевых вызовов, возникают основания говорить о попытке запрета бесплатного либо условно бесплатного внутрисетевого общения, которое за последние год-полтора превратились в отраслевой стандарт.
Речь идёт о десятках миллионов жителей Украины, которые имеют право знать: чего именно пытается добиться государство в лице отраслевого регулятора, почему оно хочет именно этого и к каким последствиям для конечных пользователей могут привести принятые решения.
АНАТОМИЯ НУЛЕВЫХ ТАРИФОВ
Хотя так называемые "нулевые тарифы" на услуги мобильной связи не являются исключительно украинским изобретением, особенности развития конкурентной борьбы на локальном рынке придали этому явлению определённое своеобразие.
Своим появлением в Украине нулевые тарифы обязаны компании "Астелит" (ТМ life:). Начиная с первых шагов, этот участник реализует стратегию, отличительной чертой которой, среди прочего, является ставка на максимально агрессивную конкуренцию ценой и объёмом предлагаемых услуг.
Предмет обсуждения
Необходимо различать две отличные между собой бизнес-практики, в отношении которых употребляют термин "нулевые тарифы".
С одной стороны, речь идёт о предложениях (тарифных пакетах), в которых некоторые услуги не тарифицируются отдельно. Как правило, речь идёт о голосовом общении внутри своей сети. Иными словами, в данном случае под нулевыми тарифами понимается определённая практика ценообразования.
С другой стороны под нулевыми тарифами понимают предложения, в рекламе которых используется образ ноля как ключевой особенности, исключительно выгодного и уникального предложения. То есть некоторый популярный маркетинговый приём.
Эти два явления не тождественны между собой хотя бы в силу того, что идею отсутствия тарификации услуги можно донести иными, нежели ноли, средствами. Смысловым аналогом нолей могут быть следующие утверждения: "Внутрисетевые звонки уже включены", "Оплачивать внутрисеть отдельно не нужно", "Вам бонус – все звонки внутри сети бесплатно" и т.п.
Модели тарификации
В практике маркетинга услуг мобильной связи выделяют, как минимум, три подхода к тарифообразованию.
Первый из них предполагает, что фиксируется стоимость единицы предлагаемой услуги или товара (т.н. pay as you go – оплата по мере потребления). Потребитель оплачивает ровно столько, сколько он потребил, а фактическая стоимость потреблённой услуги соответствует заявленной цене.
При втором, пакетном (т.н. bundle – комплект, набор) подходе в обмен на определённую сумму потребитель получает фиксированный объём услуг, которые может и не потребить целиком.
Наконец, при третьем подходе фиксируется только общий (например, ежемесячный) счёт за услуги (т.н. flat rate – безлимитный тариф). Само потребление не ограниченно.
В двух последних моделях конечная стоимость единицы продукта или услуги зависит от фактического объёма потребления и не известна наперёд. Оператор может сообщить абоненту лишь некие предельные значения показателей, характеризующих его предложение.
В получивших распространение в Украине нулевых тарифах используется либо второй, либо третий подходы. При этому даже при наличии фактических ограничений абонентам предлагают объём услуг, который намного превышает пределы т.н. естественного потребления - от 1500 минут в месяц и больше. В данном контексте под "естественным потреблением" понимается объём потребления, характерный для абсолютного большинства индивидуальных пользователей.
В 2009 году начался процесс вытеснения тарифных предложений, предполагающих действительно неограниченное внутрисетевое общение. В настоящее время они практически выведены из обращения.
Таким образом, за редким исключением, в случае т.н. "нулевых" тарифов речь идёт об общении внутри сети по очень низким (1,0 - 2,5 коп. за минуту) ценам.
Нулевые тарифы и права абонентов
На сегодняшний день вся маркетинговая практика операторов мобильной связи может быть охарактеризована как агрессивная по отношению к абонентам и, в целом, предосудительная. К наиболее популярным трюкам и уловкам относятся:
1. Использование тарифных инструментов, которые делают невозможным определение фактической стоимости услуг: "плата за соединение"; использование интервалов тарификации, отличных от секунды/килобайта.
2. Сокрытие либо искажение значимой информации относительно предлагаемых услуг: "безлимитные" тарифные планы; тарифы с разной стоимостью отдельных интервалов тарификации (первой и последней минуты); изменение в одностороннем порядке условий предоставления услуг.
3. Тарификация услуг, не заказанных абонентом (разного рода контент-услуги с принудительной подпиской и абонплатой).
Нулевые тарифы как способ ценообразования не нарушает права абонентов. Проблемой и поводом для беспокойства может быть только сложившаяся практика их продвижения.
Заявляемые как "нулевые", тарифные предложения операторов не являются таковыми в строгом смысле этого слова. Во-первых, поскольку имеют место ограничения по объёму потребления. Во-вторых, в силу наличия абонентской платы либо иных обязательных регулярных платежей. И в этом плане они ничем не выделяются на общем фоне обычных для операторов мобильной связи маркетинговых практик.
Тем не менее, утверждения о бесплатности внутрисетевых звонков не могут рассматриваться как дезинформирующие и ущемляющие интересы абонентов, поскольку затрагивают только тех, кто оплачивает абонентскую плату и получает обещанные им услуги. Иными словами, подобная реклама не создаёт предпосылки для ситуаций, когда фактические расходы абонента превышают его ожидания.
Взимание "платы за соединение" или разного рода неочевидные способы тарификации являются намного более агрессивной практикой хотя бы в силу куда более существенного влияния на фактическую стоимость услуг.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Появившись на массовом рынке в 2006 году, к настоящему времени нулевые тарифы заняли место одного из наиболее популярных предложений операторов мобильной связи Украины. Маркетинговая политика двух компаний – "Украинская Мобильная Связь" (ТМ МТС) и "Астелит" (ТМ Life:), - основывается на возможности практически неограниченного общения внутри сети как наиболее привлекательном для абонентов предложении.
Предыстория
Впервые бесплатное внутрисетевое общение было предложено ТМ life:) в тарифе "Свободный life:)" в августе 2006 года. Зимой 2007 года компания "Киевстар" предложила своим абонентам акцию "-50%", положив начало эпохе агрессивной ценовой конкуренции, известной как "ценовые войны". Среди прочего, это привело к распространению практики бесплатного общения внутри сети.
В конце 2007 года пользователи ТМ "МТС Предоплата" получили в качестве акционного предложения по 1000 минут разговоров внутри сети. Начиная с апреля 2008 года большой (до 1500 минут в месяц) предоплаченный объём внутрисетевого общения становится стандартным элементом тарифной политики компании.
В мае того же 2008 года компания "Украинские Радиосистемы" (ТМ Билайн) представила тарифный пакет "Максимальный". В рамках данного предложения абоненты получали чрезвычайно большой – до 1000 минут в день, - предоплаченный объём звонков на все направления.
Текущая ситуация
По состоянию на начало августа 2009 года тарифные предложения с большим (свыше 1000 минут в месяц) предоплаченным объёмом внутрисетевого общения для массового рынка предлагают все операторы GSM-сетей:
• "Астелит" (“Супер life:)" и "Свободный life:)");
• "УРС" ("Бум!", семейство тарифов "Максимальный");
• "Киевстар Джи. Эс. Эм." ("Семья и друзья");
• "УМС" (семейство тарифов "Супер МТС", "Свободный МТС").
КОНФЛИКТ ВОКРУГ НУЛЕВЫХ ТАРИФОВ
С момента появления на рынке практика бесплатного общения внутри сети вызывала критику со стороны тех операторов, которые не хотели либо не могли прибегать к ней. Инициатор этой практики – компания "Астелит", - обвинялась в демпинге и недобросовестной конкуренции.
В 2009 году недовольство переросло в открытый конфликт. Его сторонами являются, с одной стороны, компания "Киевстар Джи.Эс.Эм.", выступившая в роли инициатора изучения проблемы, и отраслевой Регулятор, принявший решение о запрете нулевых тарифов. Их оппонентами выступают компании "Астелит", "Украинская Мобильная Связь" и "Украинские РадиоСистемы".
Причины конфликта
В 2009 году рынок мобильной связи вступил в новую фазу, которая характеризуется прекращением роста и даже уменьшением его объёма (по выручке). Экономический кризис привёл к существенному изменению потребительского поведения абонентов мобильной связи: оно стало более рациональным. Абоненты всё менее чувствительны к "силе бренда" и качеству услуг и всё более – к ценовым и количественным характеристикам.
Ужесточение конкурентной борьбы в условиях сжимающегося рынка актуализировало фактор значительного разрыва между объёмами услуг, получаемых абонентами "Киевстар" с одной стороны, "Астелит" и "УМС" с другой. По итогам второго квартала 2009 года эти показатели различаются в два с половиной - три раза.
Объём услуг, их качество и загрузка сети непосредственно связаны между собой. "Киевстар", скорее всего, не имеет ни возможности, ни желания уменьшать этот разрыв. Во-первых, поскольку резкое увеличение пользования сетью приведёт к перегрузке сети, деградации качества услуг и потребует массированных инвестиций в увеличение ёмкости. Во-вторых, это приведёт к значительному уменьшению стоимости минуты и ухудшению финансовых показателей.
Причиной актуализации конфликта стал назревающий передел рынка за счёт доли, занимаемой компанией "Киевстар". Содержанием конфликта является попытка искусственно ограничить конкуренцию на рынке путём запрета практики условно-бесплатного общения внутри сети.
Также известно о недовольстве в адрес нулевых тарифов, которое неоднократно выражали представители "Укртелеком". Его причиной является процесс перетекания голосового трафика из фиксированных сетей в мобильные. Наибольшее давление со стороны условно-бесплатных тарифов на мобильную связь испытывает сегмент междугородних звонков, традиционно являющийся донором для дотационных социально-значимых услуг местной связи "Укртелеком".
Развитие конфликта
По некоторым данным, обращение "Киевстар Джи.Эс.Эм." в НКРС с просьбой рассмотреть правомочность нулевых тарифов датировано началом текущего года. Точное содержание этого обращения, включая содержащуюся в ней информацию, на которую впоследствии ссылалась Комиссия, неизвестно.
Раунд первый: Решение №1579
Девятого июля на заседании НКРС было принято Решение №1579, обозначившее собою переход конфликта в открытую фазу.
Решение №1579 от 09.07.2009 "О соблюдении требований законодательства Украины в сфере телекоммуникаций"
Согласно статье 67 Закона Украины "О телекоммуникациях" и принимая во внимание информацию операторов подвижной (мобильной) связи насчет необходимости соблюдения принципов тарифного регулирования на рынке телекоммуникаций Украины при установлении тарифов на услуги подвижной (мобильной) связи, Национальная Комиссия по вопросам Регулирования Связи Украины РЕШИЛА:
1. Запретить операторам телекоммуникаций устанавливать тарифы на услуги подвижной (мобильной) связи в размере 0,00 грн. за тарифную единицу услуги (повременную или количественную) без учета себестоимости этих услуг и получения прибыли, поскольку такие действия являются нарушением требований законодательства в сфере телекоммуникаций.
2. Обязать операторов телекоммуникаций, предоставляющих услуги подвижной (мобильной) связи, предоставлять потребителям исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг и привести свою деятельность по информированию потребителей и установления тарифов в соответствие с законодательством до 01.09.2009.
3. Управлению организационно-аналитического обеспечения деятельности обнародовать решение на веб-сайте НКРС.
И.о. Председателя В. Зверев
Данный документ вызвал у операторов ряд возражений. Первый пункт Решения состоит из одной-единственной фразы, которая допускает двойное толкование. Фраза "Запретить <…> устанавливать тарифы на услуги <..> в размере 0,00 (грн.) <..> без учёта себестоимости этих услуг и получения прибыли" в качестве постулата содержит тезис, который требует отдельного доказательства. Установление тарифа в размере 0 грн. само по себе не означает, что оператор не учел себестоимость услуги. Все подобные тарифы предполагают абонентскую плату, которая и покрывает расходы на предоставление услуг, не тарифицируемых отдельно. Буквальное прочтение текста Решения не позволяет определить, в каких случаях операторам можно устанавливать нулевые тарифы, а в каких – нет.
Во втором пункте Решения НКРС апеллирует к защите прав потребителей и требует предоставлять исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг. Однако в Ст. 67, нарушение которой приводится в преамбуле как основание для Решения, о правах потребителей не сказано ничего, кроме обязанности использовать полные единицы тарификации при учёте предоставленных услуг. Требуя "привести свою деятельность относительно информирования потребителей <..> в соответствие с законодательством в срок до 1.09.2009", НКРС так и не указала, какие именно Законы Украины она имеет в виду.
Основная же претензия операторского сообщества связана с необоснованными, по его мнению, апелляциями к нормам Ст.67 "Закона о телекоммуникациях" (см. Приложение 1). Ст.66 постулирует общие подходы к тарифообразованию. Согласно ей госрегулирование допускается только в двух чётко указанных случаях, во всех остальных операторы устанавливают тарифы самостоятельно. Ст.67 описывает принципы упоминаемого в Ст.66 регулирования. Важно заметить, что мобильная связь не входит в перечень общедоступных услуг и, таким образом, к ней не относятся нормы п.2 Ст.66.
Раунд второй: Разъяснение к Решению
Замечания со стороны операторов вынудили НКРС уже на следующий день, десятого июля, обнародовать официальные разъяснения своего Решения.
Разъяснения касательно решения НКРС о запрете операторам мобильной связи устанавливать тариф на услуги подвижной (мобильной) связи в размере 0,00 грн.
9 июля Национальная комиссия по вопросам регулирования связи приняла решение: запретить операторам мобильной телекоммуникаций устанавливать тарифы на услуги подвижной (мобильной) связи в размере 0,00 грн. за тарифную единицу времени (повременную или количественную) без учета себестоимости этих услуг и получения прибыли; поскольку такие действия являются нарушением требования законодательства в сфере телекоммуникаций (ст. 67 Закона Украны "О телекоммуникациях"), а также обязать операторов телекоммуникаций, предоставляющих услуги подвижной (мобильной) связи, предоставлять потребителям исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг и привести свою деятельность по информированию потребителей и установлению тарифов в соответствие с законодательством в срок до 01.09.2009.
Главная цель этого решения – отменить непрозрачную рекламу услуги про нулевой тариф как таковую, что не соответствует действительности. То есть потребителя намеренно вводят в заблуждение для привлечения клиентов. Такой пакет услуг имеет либо абонентскую плату, либо поступление средств от абонента иным способом, о чем потребитель узнает позже. С целью защиты прав потребителя НКРС вынесла указанное решение.
Разъяснение внесло ясность относительно цели и задач Решения. Целью, которую пытается достичь Регулятор, заявлена защита прав потребителей. Конкретной задачей, требующей решения, определена отмена рекламы нулевых тарифов как неправомерной и вводящей абонентов в заблуждение.
Тем не менее, в тексте разъяснения снова прозвучали спорные и неочевидные утверждения. В частности, снова в качестве факта приводится утверждение, требующее доказательств. А именно, что установление тарифов в размере 0 грн. является нарушением законодательства.
Более того, ознакомление с текстом разъяснения вызвало новые вопросы. Нормы Ст.67 "Закона о телекоммуникациях", на которые ссылаются и в исходном Решении, и в разъяснении к нему, относятся к проблематике регулирования хозяйственной деятельности операторов связи. Они никоим образом не связаны с отдельной и хорошо оформленной законодательно проблематике защиты прав потребителей.
Раунд третий: те же и Госпотребстандарт
Через четыре дня, 14 июля, в НКРС состоялось собрание с участием представителей операторских компаний, посвящённое проблеме нулевых тарифов. По его итогам Комиссией было опубликовано сообщение для прессы:
14 июля состоялось совещание членов НКРС с операторами мобильной связи, на котором было разъяснено решение НКРС от 09.07.2009 №1579 "О соблюдении требований законодательства Украины в сфере телекоммуникаций"
На совещании присутствовали представители ООО "Астелит", ЗАО "Украинская мобильная связь", ЗАО "Украинские радиосистемы", ОАО "Укртелеком", ЗАО "Киевстар Дж.Эс.Эм", ООО "Интертелеком", ЗАО "Телесистемы Украины" и представитель Госпотребтандарта.
НКРС обратила внимание операторов, предоставляющих услуги мобильной связи, на обязательства предоставлять потребителям исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг, поскольку неполная информированность является нарушением требований законодательства. В связи с этим было решено в срок до 17.07.2009 операторам мобильной связи предоставить НКРС образцы рекламной продукции по установленным тарифным планам на услуги подвижной (мобильной) связи, которые предоставляются абонентам этих сетей, и которые предусматривают предоставление услуг с применением тарифа 0,00 грн. за тарифную единицу времени для передачи Госпотребстандарту с целью анализа соответствия рекламной информации операторов требованиям Законов Украины "О защите прав потребителей" и "О рекламе". Комиссия также подчеркнула, что установление тарифа 0,00 невозможно, поскольку по Закону Украины "О телекоммуникациях" тариф должен базироваться на себестоимости, которая не может быть нулевой. Дополнительные разъяснения насчет решения НКРС от 09.07.2009 №1579 "О соблюдении требований законодательства Украины в сфере телекоммуникаций" будут предоставляться в случае поступлений письменных обращений операторов.
Это мероприятие не внёсло ясность в ситуацию, поскольку со стороны Регулятора снова прозвучали все без исключения спорные тезисы. Единственным значимым результатом встречи стало обострение ситуации, обусловленное появлением в качестве одной из сторон конфликта Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
Кроме того, впервые явным образом тезис о защите прав потребителей был подкреплён ссылками на профильное законодательство.
Раунд четвёртый: Круглый стол и результаты дискуссии
Очевидные противоречия в позиции регулятора и общественная значимость проблемы нулевых тарифов обратили внимание экспертного сообщества. Результатом стала организация публичной дискуссии в виде круглого стола на тему "Нулевая тарификация: есть ли проблема и в чём она?", состоявшегося 22 июля.
Присутствовавшие на встрече члены НКРС не смогли дать представителям операторских компаний исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Более того, в ходе дискуссии со стороны Регулятора был озвучены противоречащие друг другу тезисы. В результате снова осталось неясным, что именно намеревается регулировать НКРС: экономику операторских компаний, конкурентную среду или же взаимоотношения операторов и абонентов?
В ходе дискуссии представители компаний сошлись на том, что участники рынка не понимают, чего именно хочет от них регулятор. Неясным остаётся не только общий замысел НКРС, но даже точный смысл конкретного решения.
Операторы не могут принять предложенные им устные и письменные разъяснения хотя бы потому, что они не имеют статуса нормативно-правового акта. Участники рынка ожидают корректировки непосредственно Решения №1579.
В ходе круглого стола прозвучали обвинения регулятора в его ангажированности крупнейшим участников рынка, представители которого не пожелали принять участие в дискуссии.
Решение №1579 и позиция НКРС
Принципиальный вопрос к предложенному НКРС Решению заключается в том, относятся ли перечисленные в Ст.67 "Закона о телекоммуникациях" принципы регулирования тарифной политики ко всей ст. 66 или же только к второму пункту? Мнение большинства участников рынка однозначно: указанные принципы относятся исключительно к случаям, подпадающим под п.2 Ст.66. Стало быть, не имеют отношения к деятельности операторов мобильной связи.
Коль скоро НКРС ссылается на Ст.67, которая отвергается большинством компаний как основание для вмешательства регулятора в их тарифную политику, имеет место принципиальное разночтение норм законодательства. Для корректного разрешения этой ситуации необходимо либо обращение в Конституционный Суд с просьбой дать окончательное толкование спорного момента, либо законодательная инициатива с целью уточнения смысла спорных статей Закона.
Другой вопрос также связан с положениями Закона. Даже если НКРС сможет доказать своё право регулировать тарифообразование операторов телекоммуникаций в целом, остаётся открытым вопрос, как именно она может осуществлять подобное регулирование? Если о государственном регулировании случаев, предусмотренных п.2 Ст.66., чётко сказано: "путём установления граничных или фиксированных тарифов", то об остальных случаях ничего не сказано.
Очевидно, что и в этом случае необходимо разъяснение Конституционного Суда.
Обращает внимание непоследовательность Регулятора при рассмотрении идентичных по своему содержанию вопросов. Два года назад, в ходе расследования вопроса о правомочности взимания т.н. "платы за соединение", инициированного Антимонопольным комитетом, Национальная комиссия заявляла о праве операторов самостоятельно и без вмешательства извне устанавливать свои тарифы. Иными словами, использовала те же аргументы, что и оппоненты запрета нулевых тарифов.
ВЫВОДЫ
Проблема некорректных бизнес-практик операторов мобильной связи является актуальной и значимой по масштабам. Однако использование нулей в рекламе тарифов - всего лишь один из многих аспектов данной проблемы, которая требует комплексного изучения и решения.
Утверждения о бесплатности внутрисетевых звонков не могут рассматриваться как дезинформирующие и ущемляющие интересы абонентов, поскольку затрагивают только тех, кто оплачивает абонентскую плату и получает обещанные им услуги. Иными словами, подобная реклама не создаёт предпосылки для ситуаций, когда фактические расходы абонента превышают его ожидания.
На фоне таких агрессивных маркетинговых ухищрений, как ПЗС, составная тарификация, использование отличных от секунды интервалов тарификации, принудительная подписка на контент-услуги и многих других, нулевые тарифы выглядят как относительно безвредная практика.
Представляется адекватным подход, при котором пользователей услуг сначала защищают от наиболее агрессивных маркетинговых практик, а потом уже занимаются теми, которые не вызывают заметного недовольства абонентов.
Озвученные регулятором аргументы в пользу запрета нулевых тарифов не выдерживают критики. Развернувшаяся внутриотраслевая дискуссия выявила невозможность использовать предложенный регулятором документ как руководство к действию. В первую очередь в силу противоречивости содержащихся в нём формулировок. В частности, остаётся неясным, что именно намеревается регулировать НКРС: экономику операторских компаний, конкурентную среду или взаимоотношения операторов и абонентов?
Комиссия обязана устранить выявленные противоречия путём принятия нового Решения по данному вопросу.
Решение о запрете нулевых тарифов приведёт к ослаблению конкуренции на рынке, сузит границы возможного как для операторов, так и для абонентов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
"Закон о телекоммуникациях" (выдержки)
Глава XI РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ И РАСЧЕТОВ
Статья 66. Регулирование тарифов
1. Тарифы на телекоммуникационные услуги устанавливаются операторами, провайдерами телекоммуникаций самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных в части второй этой статьи.
2. Государственному регулированию путем установления граничных либо фиксированных тарифов подлежат:
1) тарифы на общедоступные услуги;
2) тарифы на предоставление в пользование каналов электросвязи операторов телекоммуникаций, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке этих услуг.
Статья 67. Принципы регулирования тарифов
1. Тарифное регулирование на рынке телекоммуникаций Украины базируется на таких принципах:
1) базирование расчетов тарифов на себестоимости этих услуг с учетом получения прибыли;
2) зависимость уровня тарифов от уровня качества телекоммуникационных услуг;
3) недопустимость установления демпинговых или дискриминационных цен со стороны отдельных операторов, провайдеров телекоммуникаций;
4) необходимость избегания перекрестного субсидирования одних телекоммуникационных услуг за счет других;
5) взимание повременной платы за фактическое время получения потребителем телекоммуникационных услуг.