Эти процессы не всегда открыты и, как следствие, неочевидны для потребителя, особенно, когда речь идет об узкоспециализированных и консервативных отраслях. Тем не менее, впоследствии именно пользователь наиболее остро ощущает любые изменения на рынке, ведь он находится в самом конце сервисной цепочки.
Так, бурный рост российского рынка хостинга в прошлом году "вылился" в целый ряд покупок/продаж компаний, которые имели неплохие рыночные доли. Передел местного рынка хостинга спровоцировал небезызвестный холдинг РБК, скупив пять российских хостеров ("Центрохост", "Гарант-Парк-Телеком", "Спейсвеб", "ПетерХост", "Арбатек") и выкупив у компаний-партнеров (Хостинг-Центр", "Украина-Хост") их доли. В начале прошлого года РБК благодаря этим действием занял 20% местного рынка и вышел на первые позиции, оставив позади лидера этого рынка компанию "Мастерхост". Однако такое многообещающее начало, к сожалению, не имело столь же мажорного развития. Вследствие кризиса иль по причине недальновидного менеджмента, но холдинг РБК сегодня "проиграл" рынок хостинга, о чем свидетельствует поступательно уменьшающаяся доля рынка компаний, когда-то крепко стоявших на своих рыночных позициях. Хорошо иллюстрирует эту тенденцию украинский хостер host.com.ua ("Украина-Хост"), имевший до своей покупки холдингом значительную часть небольшого украинского рынка, а сегодня, согласно рейтингу hostspider.net.ua - всего лишь 1,68%. (Отчаянные посты "проданных" клиентов этого хостера об ухудшении уровня сервисного обслуживания разве что ленивый не читал).
Украинские реалии
На отечественном рынке хостинга имеют место сходные процессы, с поправкой на особенности местного развития, менталитет и рыночные доли. Так, по некоторым неофициальным данным, в прошлом году группа "Приват" приобрела три не самые мелкие в этом бизнесе хостинг-компании "Колокол", prohosting.ua и hostbizua.com, одна из которых ( "Колокол") является известным игроком на рынке ЦОД. Эти сделки, не будучи традиционно публичными, тем не менее оказали влияние на развитие хостерского рынка. Может, сейчас сложно оценить невооруженным взглядом нюансы его развития, однако экспертам от хостинга очевидно, что происходит медленный и потому слабоощутимый (как тектонические процессы земной коры) передел рынка. И, каким будет лицо рынка после его завершения, прогнозировать еще сложнее, чем почувствовать слабые подземные толчки.
В копилку этой же тенденции — появление нового игрока (точнее - старого с новым брендом). Так, компания MiroHost.net (она же - Imena.UA) в начале лета начала наступление на не свойственный ей сегмент рынка — хостинг для веб-мастеров, сео-шников, домейнеров и др.
Компания, которая всегда старалась отстраниться от работы с физическими лицами и в основном была нацелена на корпоративный сектор, под давлением кризиса, по всей видимости, изменила стратегию, создала дочернее предприятие, которое нацелено совершенно на другой сегмент рынка.
Это также неизбежно ведет к переделу рынка хостинга в Украине, поскольку крупный игрок вступил на более дешевый сегмент рынка. Как правило, с нижнего сегмента игроку гораздо сложнее зайти на более высокий ценовой сегмент, ведь это предусматривает совершенно другие затраты. (А потому передел рынка происходит только сверху вниз и никогда не снизу вверх). Так, только тот, кто продавал премиум-услуги, может создать дешевый суббренд.
По мнению экспертов, скорее всего вышеупомянутые процессы приведут к глобальному переделу отечественного рынка: компании, которые оказывают дешевые, но не очень качественные услуги, умрут. Что стоит за такого рода переделом? Очень хочется верить основному месседжу, с которым выходит на рынок GigaHost, что наступает эра недорогих, но качественных услуг. Поскольку сегодня этот сегмент в Украине представлен в основном компаниями, которые оказывают услуги дешевые, но зачастую низкокачественные.
В то же время руководитель проекта GigaHost.ua Роман Ильичев отмечает, что данный сервис нельзя рассматривать в качестве дешевого предложения. "Gigahost.ua — это предложение, полностью соответствующее своей функциональности. Мы урезали некоторые функции, которые целевой группе, на которую рассчитан проект, не нужны. И, естественно, получили более дешевый продукт, - говорит он. - Так, мы урезали техподдержку, в которой потенциальные пользователи нашего нового сервиса не нуждаются, потому что они в состоянии сами "рулить" своим хостингом. Таким образом, у нас техподдержка заключается только в исправлении аварийных ситуаций, возникающих по нашей вине, что бывает крайне редко".
Однако, эксперты считают, что если серьезно меняется ценовая политика маленькой компании, это не оказывает никакого влияния на рынок, но когда меняется ценовая политика сверхкрупного игрока, доминирующего на рынке, это всегда приводит к определенным потрясениям. Потому что очень многие компании сегодня выживают благодаря исключительно ценовой конкуренции. Они предполагают, что лидер не может снизить цену. Однако, реально снизить цену лидерам рынка мешает только жадность, в то время как их издержки заведомо ниже, чем у их конкурентов. Аналогичная ситуация произошла на рынке интернет-доступа, когда "Укртелеком" снизил цену на трафик. Конкуренцию с монополистом смогли выдержать лишь немногие крупные провайдеры.
Как же на эти тенденции реагируют остальные участники рынка? Они пока делают вид, что ничего особенного не происходит. Однако, наверняка задумываются об ответной рыночной реакции.
Андрей Хветкевич, директор "Сервис Онлайн", считает, что рынок еще далек от насыщения, поэтому места хватит для всех, несмотря на консолидацию крупных игроков. "Рынок услуг хостинга в Украине слишком мал, чтобы говорить о том, что это негативно повлияет на ряд мелких хостеров. И мелкие хостеры - это кто? Как понять, что они мелкие? В Украине отсутствует открытая статистика хостинг-провайдеров, приходится только верить на слово о том, что одни "крупные по доходу", другие "крупные по количеству обслуживаемых сайтов" и т.д. Думаю, что ничего не изменится, просто появится еще один хостинг", - говорит он.
Роман Варшавский, директор компании "Бестхостинг", предполагает, что MiroHost.net вывел GigaHost.ua вследствие финансовых неурядиц, которые коснулись всех без исключения игроков. "Выход на рынок массового хостинга — это ответ MiroHost.net финансовому кризису. Не секрет, что клиенты начали оптимизацию расходов, пытаются экономить, где только можно, и хостинг — не исключение. Поэтому, ввиду оттока клиентов к компаниям с более дешевыми предложениями, MiroHost.net придумал грамотный маркетинговый ход", - говорит он. Однако, по его мнению, данный шаг пока не приведет к перераспределению рынка.
Что же дальше?
Очевидно, что конкуренция на отечественном рынке хостинга постепенно переходит из ценовой плоскости в сервисную. И — как это происходит на зарубежных рынках — украинским хостинг-провайдерам, придется предлагать новые сервисы и создавать нишевые бренды. К чему, по мнению экспертов, они пока слабо готовы.
"Если говорить непосредственно о нашей компании (хостинг-провайдер hosted.in.ua), то мы определились со своей нишей и могу точно сказать, что "дешевый массовый хостинг для профессионалов" - это не наша ниша, - говорит Хветкевич. - Относительно запуска подобного сервиса - стратегия нашей компании пока не подразумевает запуск подобного сервиса, но мы проанализируем такую возможность, и возможно в нашу стратегию придется внести определенные коррективы".
"Наша компания не позиционирует свои услуги, как достаточно дорогие или дешевые. Мы находимся в нише между дешевыми и дорогими предложениями и балансируем на соотношении цена/качество. В связи с этим, я не думаю, что действия компании MiroHost.net негативно отразятся на нашей компании. Надеюсь, что это позитивно повлияет на рынок в целом: появление на рынке еще одного серьезного игрока (хоть и "виртуального"), подстегнет рынок развиваться более качественно, возможно даже снижать цены", - отмечает Варшавский.
Впрочем, если оценить первые ощутимые результаты неощутимых "тектонических сдвигов" на рынке украинского хостинга, то и прямо и косвенно этот передел действительно "работает" на качество развития. Так, по мнению экспертов, последние шесть месяцев позиции хостеров, которые, по неофициальным данным, сменили хозяев ("Колокол" и иже с ним), незначительно, но все же укрепились, что на фоне кризиса можно считать значимым качественным результатом. Активность другого крупного украинского игрока (MiroHost.net/Imena.UA) также, невзирая на кризис, играет на руку рынку в целом. В этом смысле следует отметить те частные конкурентные шаги компании, которые положительно сказываются на общем развитии, а именно: запуск ЦОД, сервис Parking.ua и вывод на рынок нишевого бренда GigaHost.ua. Что касается последнего проекта, то по словам его руководителя Р. Ильичева, GigaHost до сих пор находится в состоянии тестирования, однако уже имеет неплохой отклик. "Но уже сейчас можно сказать, что проект популярен. Мы очень точно попали в ту аудиторию, в какую целились", - говорит Ильичев. Пока что еще рано говорить о росте доходов, но темп прироста клиентов компанию устраивает. "Нас сегодня не столько интересует количество клиентов, сколько их "качество". Так, мы хотим попасть во вполне определенную целевую аудиторию. Это для нас сейчас гораздо важнее, потому что если мы в нее попадем, то клиентов будет столько, сколько в этой целевой аудитории людей", - считает Ильичев.
Так что стоит ждать дальнейшего роста количества сервисов и снижения цен на хостинг и от других игроков.
Вместо вывода
Рыночной структуризации всегда сопутствует передел, поэтому процессы, которые происходят сегодня в Украине, вполне закономерны и свидетельствуют о вступлении рынка в зрелую фазу развития. А если учесть макроэкономические явления и влияние на наш рынок смежных соседних рынков, то очевидно, что украинским хостерам надо работать, наращивая мощности, ибо кризис заставит крупные зарубежные компании идти на слаборазвитые рынки вроде украинского. В сравнении же с вероятностью появления здесь больших западных и/или российских игроков любые конкурентные маневры местных компаний будут выглядеть детским лепетом. Но с другой стороны, кризис, который усиливает конкуренцию на консервативном хостерском рынке, в конечном итоге "работает" на потребителя. Ведь в любой конкурентной войне победителем оказывается клиент.