Дистанционное образование на современном этапе его развития - это возможность студентам учиться "не выходя из дома", с помощью сети Интернет и специализированных веб-ресурсов, на которых размещены лекции, задания и литература, а также, с помощью специализированных систем есть возможность сдачи зачетов, экзаменов и контрольных работ, но об этом - далее. Популярности в Украине и в России такое обучение еще не имеет, поскольку предлагают такую возможность единицы. Однако, надо признать, что в России есть больше возможностей для дистанционного обучения. Вывод сделан из количества рекламы, которую иногда можно видеть на некоторых сайтах.
Преимущества дистанционного обучения (далее "дистанционное обучение", "дистанционное образование", ДО) очевидны: студентам не надо ежедневно посещать пары или, в случае заочного обучения, ехать на сессию, не нужны кучи тетрадей или книг - все это есть в сети на специальных ресурсах. К тому же, организация ДО значительно дешевле по сравнению с дневным или заочным обучением: преподавателям не нужно посещать пары и читать студентам, которые иногда и так не хотят их слушать, лекции - их можно набрать на компьютере и спокойно выложить на сервер. Студентам не нужно тратить деньги на транспорт для проезда в вуз, не надо покупать тетради, книги, а также значительно экономятся бытовые расходы (проживание и прочие "радости" студенческой жизни, которые не входят в формат нашего издания): достаточно компьютера со стабильным интернетом (почему стабильным ? - дочитаете и узнаете!), а согласитесь - дешевле платить за интернет, чем за все другие расходы. И еще одно очень большое преимущество ДО: это доступность его для людей с различными физическими недостатками, бизнесменов, работников различных учреждений, военнослужащих и других "занятых", а также для тех, кто получает второе образование. Ну и социально проблемный аспект - уменьшение взяточничества в высших учебных заведениях. И добавим, что ДО хоть и платный метод получения образования, но он всё-таки дешевле обычного заочного обучения, а поэтому доступность ДО еще более очевидна, а, впрочем, вы сами видите все преимущества.
Краткая история происхождения
Исторически дистанционное обучение возникло в 1840 году, когда Исаак Питман предложил обучение через почтовую связь для студентов Англии, а затем, в 1856 году - начали преподавать язык заочной формой в Германии. Что же касается того, как дать ДО полную характеристику, то таких определений до сих пор нет, однако ДО еще называют открытым обучением, а целью ДО является удаление учащегося (студента) от преподавателя.
Где получают ДО?
Получить ДО на наших постсоветских просторах все-таки можно, но по очень ограниченному кругу специальностей. Так, скажем, в Украине полноценную систему ДО первым предложил Киевский университет права Национальной академии наук Украины (КУП НАНУ), и сейчас этот метод обучения с каждым годом набирает все большие обороты.
А вот из российских учреждений ДО стоит отметить Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ), который дает возможность получить специальный сертификат любому человеку, понимающиму русский язык, а для жителей России в ИНТУИТе есть ряд программ совместно с другими вузами, которые позволяют получать дипломы по определенным специальностям. По словам сотрудника ИНТУИТа Александра Серикова, учебные курсы - бесплатные, только за сертификат придется заплатить небольшую сумму, а вот учебные программы - это уже платное удовольствие, потому что к ним подключают преподавателей и других работников, чего не делают при изучении курсов. И хотя сравнивать КУП НАНУ с ИНТУИТом будет не совсем правильно, однако мы все же попытаемся выделить основныенюансы этих двух учреждений.
Начнем с того, что Intuit - виртуальное учебное заведение, которое дает подготовку по специальностям, имеющим отношение к информационным технологиям: Web-программирование, HTML, языки программирования, управления персоналом с помощью IT-технологий, управление различными системами и т.д. В свою очередь КУП НАНУ - это не интернет-заведение, а обычный вуз, который создал центр дистанционного обучения, и готовит студентов по таким юридическим специальностям: гражданское и трудовое право, суд и адвокатура, прокуратура и правовое обеспечение предпринимательской деятельности. К тому же в том же КУП НАНУ, а в частности в его дистанционном центре, работают два отделения: это переподготовка (второе высшее образование) и довузовская подготовка.
ИНТУИТ в информации о проекте заявляет, что они даже не являются высшим учебным заведением, и финансируют его физические лица, представители российских и зарубежных компаний, потому что платное обучение возможно только для тех, кто учится в вузах, которые имеют с ИНТУИТом соответствующие соглашения, а государство проект не финансирует. Подобная ситуация и в центре ДО КУП НАНУ, говорит директор этого центра Ирина Костенко. По ее словам, все начиналось собственными средствами университета, а также трудоголизмом "без отпусков и выходных в течение пяти лет". "Мы начинали с того, что записывали и набирали за наших преподавателей лекции на компьютере. Это сейчас все владеют компьютерами, а к тому времени владели единицы. На нас работали наши домашние, знакомые ( конечно абсолютно бескорыстно) ... Можно сказать, что все построено только на энтузиазме, как и каждое новое дело, но мы набираемся опыта и в то время, когда государство юридически определится с ДО, наш опыт пригодится (надеюсь)", - отмечает Костенко.
В ИНТУИТе сертификат стоит недорого, поскольку там другая система обучения. ИНТУИТ - за открытость информации. Это, кроме всего прочего, проект издательства "Открытые системы", а центр ДО КУП НАНУ преследует совсем другие цели и зарабатывает путем собственных усилий, да и лекции своих преподавателей в свободный доступ не выставляет.
И, наконец, кто для чего и для кого бы не работал, но и ИНТУИТ и КУП НАНУ доступны для любого, кто захочет иметь соответствующее образование или дополнительные знания. ИНТУИТ можно использовать как источник знаний и здесь, в Украине, себя реализовывать - применять новые знания. И еще одна существенная разница между этими заведениями: ИНТУИТ не устанавливает никаких ограничений на обучение - ни возраст, ни страна ни другие факторы на обучение не влияют: хочешь
учиться - учись! В свою очередь КУП НАНУ - серьезное заведение, где дистанционная форма находится на уровне со всеми другими формами обучения, да еще и дешевле на одну тысячу гривен от заочной. Единственное, что их объединяет, это инновации и изменение стериотипов, связанных с образованием и обучением.
Можно продолжать находить общие и отличительные черты этих ВУЗов, но перейдем к развитию ДО в Украине: имеет такой вид образования хотя бы какое-то будущее?
«ДО может расширяться так же быстро, как и развитие информационных систем, которые будут это ДО поддерживать, а потому остается непонятно, почему до сих пор в Украине высшие учебные заведения не вводят никаких инноваций в учебный процесс», - пишет в своей статье Ирина Костенко. К слову, как сообщила ITnews Костенко, на дневной форме обучается 1000 человек, а на дистанционном - 230. Согласитесь, серьезный показатель. Что касается проблем, возникающих с таким видом образования, то, как считает Ирина, они связаны с преподавателями, которые иногда несвоевременно подают материалы. Относительно прогнозов развития ДО в Украине, то по ее словам, за инновационными технологиями — будущее. Уже сейчас велико влияние дистанционного образования на студентов, а среди них есть даже некоторые министры, их заместители, депутаты и мэры небольших украинских городов, что существенно поднимает рейтинг заведения. Да и само по себе дистанционное обучение стоит, как мы уже упоминали, на 1000 грн. Дешевле, чем заочная форма и на 5000 - чем дневная.
Принципы ДО
Основной принцип ДО заключается в том, чтобы студент самостоятельно, в любой момент, когда ему удобно, имел доступ к лекциям, и в любой момент мог их прочитать. Для этого есть специальный ресурс, а студент получает логин и пароль для доступа. Зайдя на этот ресурс, он может читать необходимую ему литературу в виде веб-страниц, которые связаны между собой разнообразными ссылками, что существенно помогает в поиске нужной информации и упрощает способ работы с лекциями. Также есть и так называемый "сессионный период" - период, в течение которого студент должен сдать все зачеты, экзамены и прочее. Говоря проще: ты готовишься, когда тебе удобно и, так же, когда тебе удобно, сдаешь сессию, в рамках периода, который тебе дают (например, 10 дней, 2 недели и т.д.). Если студент "завалил" экзамен или зачет, то имеет право пересдать один раз, правда, здесь его удобство зависит лишь от часа, когда он будет пересдавать, поскольку дату назначает система.
В КУП НАНУ используют фреймворк Moodle, который предназначен для обучения, перед тем был Microsoft Class Server, а начиналось все с рассылок лекций по электронной почте.
Помните, в начале речь шла о стабильном интернете? Так вот, если при сдаче случилось так, что у вас возникли проблемы с интернетом, в результате которых сдача была прекращена, то как аргумент в свою пользу вы должны взять у вашего провайдера справку о том, что "в такое-то время произошел обрыв соединения", иначе этот вопрос решить не удастся. Сочувствую тем, кто пользуется, например, GPRS, и при сдаче у такого студента пропадает покрытие и интернет теряет соединение: к кому же тогда идти за справкой? Наверное, сложно будет получить справку у мобильного оператора.
Еще один недостаток сдачи - это таймер: неумолимый таймер, который дает студенту определенный промежуток времени (например, полтора часа), и ни секунды больше ... И если "живого" преподавателя еще можно попросить "ну еще минутку, ну две" и он, как правило, соглашается, то с таймером такие забавы не пройдут, поэтому все надо успеть четко по регламенту. Еще один аспект, который будет интересен каждому студенту - это списывание. Каждый помнит, как делал себе шпоры, "бомбы" или смотрел в тетрадь ближайшей однокурсницы, с которой имел одинаковые варианты. А как списать, когда ты один дома и сдаешь сессию дистанционно? К кому подсмотреть в тетрадь? И вообще застрахован ли способ дистанционного обучения от списывания? Ирина Костенко говорит, что метод списывания был изобретен задолго до появления ДО, а потому от таких действий не могут себя застраховать даже преподаватели на обычных экзаменах. И здесь, на основе
полученной информации от некоторых студентов ДО КУП НАНУ мы можем констатировать, что списать там очень трудно. Первая причина - таймер, который не остановишь и не выпросишь у него одну минутку, а поиск информации для списывания занимает время, и не дает возможности подумать над вопросами: например, как вам 85 вопросов за строго определенных полтора часа? Думаю, что времени на поиск источника списывания не хватит, а потому читать надо очень внимательно. Или, в крайнем случае, знать хорошо, о чем говорилось в лекциях, и уже, в случае необходимости быстро найти нужную информацию: изобретательные всегда впереди! Вторая причина - это анализ текста. Некоторые тексты лекций написаны так, что определение следует составить самому на основе прочитанного, и когда машина предлагает вам ряд определений и ни одного из них в лекции нет, то единственный способ выбрать правильный вариант - это составить определение самому, на основе прочитанных текстов, и отметить те варианты, которые будут наиболее правильными. И, если суммировать все, что касается сдачи, то подобный принцип действует и в ИНТУИТе, только там есть два существенных отличия — это отсутствие таймера и неограниченное число пересдач.
И в заключение
Образование - вещь нужная, но куда важнее знания и умения. Хочется, чтобы новейшие технологии внедрялись активно в учебный процесс, поскольку это и дешевле, и природные ресурсы меньше затрачиваются. Еще один плюс дистанционного обучения - это возможность многостороннего развития: работаешь и учишься одновременно, а еще это реальный способ, путем анализа, развить аналитический склад ума, что в дальнейшем будет помогать в жизни.