Недавно СМИ всколыхнули операторские пресс-релизы, в которых можно было прочитать, что операторы уже подготовили свои сети к этому периоду. О том как и кто подготовился, и какие меры для этого были предприняты - пойдет речь далее.
Четыре мобильных оператора Украины, по их словам, уже готовы к новогодней ночи. Все говорят, мол, мы расширили канал, увеличили пропускную способность, применили технологии, неизвестные ранее и т.п. Каждый раз, когда наступает новогодняя ночь, мы наблюдаем небывалую активность абонентов, а как следствие — наблюдаем такие перегрузки, что иногда целый час можно звонить разве что "в рельсу". Как заметил заместитель технического директора компании "Киевстар" Сергей Климов, пиковые часы нагрузки - это период с 22:00 31 декабря по 2:00 1 января. Не секрет, что от крупнейших нагрузок больше всего страдает тот оператор, у которого больше всего абонентов. Поскольку в Украине пока №1 "Киевстар", то с него мы начнем наш обзор подготовки операторов к новогодним нагрузкам.
Корреспонденту ITnews стало интересно: когда мобильные операторы испытывали самые большие нагрузки, какая разница нагрузок новогодней ночи-2008 по сравнению с Новым годом-2009, а также интересовало, есть ли статистика распределения нагрузок по регионам Украины. Вот что нам ответил Сергей Климов, заместитель технического директора "Киевстар" на вопрос о сравнении нагрузок 2007-2008 и 2008-2009 годов: "В новогоднюю ночь 2007-08 в час наибольшей нагрузки (ЧНН) сетью "Киевстар" было передано около 21 миллиона минут телефонных разговоров, доставлено 9 миллионов SMS, доставлено около 7 ГБ ММS, передано около 50 ГБ данных, используя мобильный интернет. Нагрузка ВНН в новогоднюю ночь 2008-09 составила почти 26 миллионов минут телефонных разговоров, доставлено 10 миллионов SMS, доставлено около 12 ГБ ММS, передано около 100 ГБ данных, используя мобильный Интернет". Из слов господина Климова можно повторно сделать вывод, что интернет действительно понемногу начинает вытеснять мобильную связь, что и доказывает рост интернет-трафика вдвое. А вот в компании "МТС-Украина" нам привели такие данные: около 64 млн. SMS-сообщений за период 2007-2008 (31 декабря-1 января соответственно) годов и около 69 млн. SMS за такой же промежуток времени 2008-2009 годов. Но, правда, "МТС-Украина" приводит данные за период с полудня до полудня, в то время как "Киевстар" подразумевает лишь один пиковый час новогодней ночи - так называемый "ЧНН".
В то же время Life:) не захотел давать своих комментариев на вопрос корреспондента ITnews: "Мы не готовили релиз на эту тему, и, к сожалению, не можем предоставить Вам запрашиваемую информацию, поскольку она касается стратегических вопросов". Это какие вопросы Светлана Крамаренко называет стратегическими: количество отправленных SMS в новогоднюю ночь 2007-2008 и 2008-2009? Может, стратегической для Life:) является новогодняя ночь, когда сеть оператора понесла наибольшие нагрузки? Вот посмотрите на Beeline: обо всем рассказали, так что теперь абоненты знают, что за период новогодней ночи 2007-2008 гг. только в первый час абоненты совершили 9118350 вызовов, из которых 60% внутри сети, и прислали (и получили) за первый час нового года 1556661 сообщений. Цифры небольшие, но и посмотрим правде в глаза: Beeline сам по себе небольшой оператор, а потому большие цифры им взять негде. Что касается 2008-2009 годов, то "Билайн" сообщает нам следующее: в период от полудня 2008 и до 1 января (время не указано) 2009 в сети было зарегистрировано 1,65 млн. абонентов, большинство из которых - абоненты Beeline (почти 92%), за ними - абоненты зарубежных операторов (почти 6%) и далее - абоненты Utel (2%). Всего за уже упомянутый период времени, все они вместе совершили около 9 млн. вызовов и прислали около 5 млн. SMS. Исходя из тенденции роста абонентов и существования тарифа "Бум!", можно прогнозировать увеличение этих данных в несколько раз, хотя сами билайновцы прогнозируют увеличение в 8-10 раз. Ну что же, им виднее ...
Перейдем к вопросу о том, когда операторы испытывали самые крупные нагрузки в новогоднюю ночь. Здесь наибольшей откровенностью прославился "Киевстар", который вспомнил и за Восьмое марта (50 млн. SMS и 2 млн. MMS), и за Пасху (40 млн. SMS и 1 млн. MMS), и за День Независимости Украины (6,5 млн. SMS и почти 300 тыс. MMS). А если говорить про Новый Год, то 2008-2009 стал для "Киевстара" годом наибольшей нагрузки. Подобная ситуация и у Beeline - ее мы уже приводили. Не отличается ситуация и в "МТС-Украина" - второго оператора по количеству абонентов, что свидетельствует о темпах роста мобильной связи, а, соответственно, голосового, SMS и интернет-трафика. Исходя из этого, делаем выводы: с каждым годом у операторов мобильной связи возрастают нагрузки, а потому интересно: а как они готовятся к новогодней ночи, чтобы не создавать своим абонентам неудобств.
Каждый оператор рассказывал об этом по-разному: "Киевстар", например, увеличил количество пропускных каналов и организовал мобильные группы, которые будут поддерживать стабильность связи, а также применил технологии сжатия сигнала. а вот "МТС" запретил изменять конфигурацию сети с последних чисел декабря, а также уменьшил количество различных SMS-рассылок. Даже "молчаливый" Life:) предоставил нам комментарий по этому поводу, в котором говорится, что усиление связи происходит в местах массового скопления людей, и еще в Life:) сообщили, что у них также есть мобильные команды, готовые усиливать сигнал в таких местах с помощью мобильных базовых станций. Между прочим, такие команды, говорит С.Крамаренко, работают у них ежегодно.
Казалось бы, все мы уже с вами знаем, и к нагрузкам все готовы, однако корреспондент ITnews поинтересовался у крупнейшего оператора Украины - "Киевстар", проводят ли они ежегодно такие усиления. А то вспоминается, как иногда телефон в сети не регистрировался, не говоря уже о невозможности позвонить или отправить SMS. Этот вопрос был задан только специалистам "Киевстар", как к оператору, который имеет наибольшее количество абонентов, которые жаловались на ночные киевстаровские глюки: а делал ли "Киевстар" такие усиления связи предыдущие годы? И вот, что мы получили в ответ: ""Киевстар" всегда заботится о своих абонентах и прилагает максимум усилий для предотвращения трудностей в пользовании мобильными услугами. Сегодня мы можем сказать, что наша абонентская база достигла этапа зрелости, а сеть является надежной, чтобы справляться даже с такими большими нагрузками, которые возникают в новогоднюю ночь. В этом году, как и во все прошлые годы, мы готовим нашу сеть, а именно: увеличиваем пропускную способность основной сети, применяем резервные мощности, применяем специальные технологии увеличения емкости радиосети, в круглосуточном режиме работает усиленная команда технического персонала во всех регионах Украины".
Что ж, посмотрим как мы будем пользоваться мобильной связью этой новогодней ночью. И почему-то вспомнилась фраза из одного пресс-релиза, где упоминается тот самый "Эффект Нового года" - время, когда у мобильных операторов наступает как раз период наибольших нагрузок. Авторы пресс-релиза говорят, что операторы сознательно не улучшают ситуацию, ибо, несмотря на то, что нагрузки все-таки будут, операторы не идут на улучшение ситуации, так как содержание ресурсов, которые в течение года не используются, является нерентабельным для продавцов услуг. Правда это или нет - выяснять не будем…
А в завершение рекомендация от ITnews: имейте при себе несколько SIM-карт от разных операторов: если один не будет предоставлять возможности позвонить и поздравить своих родных, близких, друзей и знакомых, то, возможно, второй такую возможность предоставит.