В 2009 году украинцы приобрели около 4,32 млн. мобильных терминалов, что на 45% меньше, чем в 2008 году (7,9 млн.). По данным Unitrade Group, в денежном выражении рынок снизился еще более существенно – на 62% и составил по итогам 2009 года 557 млн. долл. США (2008 г. – 1,46 млрд. долл. США). Основной причиной такого значительного падения рынка в денежном выражении эксперты считают активный переход украинцев на устройства бюджетного сегмента.
Первая половина 2009 г. показала падение рынка мобильных терминалов относительно продаж 2008 г. в количественном выражении на 53%, в денежном - на 70%. Второе полугодие 2009 г. охарактеризовалось подъемом продаж и показало прирост в количественном выражении к первому полугодию 2009 г. на 37%, в денежном – на 45%. Рост продаж мобильных терминалов во второй половине 2009 г. связан как с возобновлением потребительского кредитования, так и с активным обновлением линейки устройств ведущими производителями.
Переход украинцев на недорогие мобильные терминалы привел к тому, что средняя себестоимость устройств снизилась по итогам года на 30% и составила 129 долл. (в 2008 году – 185 долл.). Однако, в то же время и производители вынуждены были снижать цены на телефоны, чтобы продать их в Украине.
На долю мобильных терминалов нижнего ценового сегмента (до 130 долл.) в 2009 г. пришлось около 58% всех продаж (2008 г. - 42%). Доля среднего ценового сегмента (130 – 300 долл.) снизилась до 34% (2008 г. – 41%). Также уменьшилась до 8% доля верхнего ценового сегмента (от 300 долл.) против 17% в 2008 г.
По итогам года в тройке лидеров произошли некоторые изменения. Nokia увеличила свою долю до 51% (2008 г. – 43%), Samsung уменьшил свое присутствие на рынке до 26% (2008 г. – 36%), покинул тройку лидеров Sony Ericsson – 9% рынка в 2009 г. против 14% в 2008 г. Его место заняла LG, увеличив свою долю с 3% в 2008 г. до 10% в 2009 г. Motorola заняла 2% рынка (2008 г. - 3%). Прочие производители продают менее 2% терминалов.
Лидерами по продажам в 2009 году среди крупнейших поставщиков стали Nokia 1202, 1208 и 6300, Samsung GT-E1100, GT-S5230 и GT-C5212, а также LG KP105, KP500 и KP110.
Одной из ярких тенденций 2009 г. стал рост доли мобильных терминалов с поддержкой функции Touch Screen (сенсорный экран). Если ранее в 2008 г. их доля занимала около 1% от общего количества продаж, то в 2009 г. она составила 6%.
По итогам 2009 г. доля смартфонов и коммуникаторов в структуре продаж мобильных терминалов увеличилась незначительно, в силу перехода украинцев на устройства бюджетного сегмента, и составила 11%, против 10% в 2008 г.
Аналитики Unitrade Group с оптимизмом смотрят в будущее и прогнозируют в 2010 году рост продаж. По их предварительным прогнозам, в Украине будет реализовано конечным потребителям около 5,1 млн. мобильных терминалов. В структуре продаж продолжит незначительно увеличиваться доля смартфонов и коммуникаторов, и по итогу года превысит 12%. Ожидается активное расширение ассортимента и увеличение доли терминалов с сенсорным экраном.