3 марта 2010, 12:28

Украинский телеком требует "перезагрузки"

2 марта 2010 г. состоялся круглый стол "Государство и телеком: кризис управления и поиски выхода". Эксперты считают, что украинский телеком зашел в глухой угол и требует решительного реформирования.

По мнению председателя Правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Татьяны Поповой, Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) давно не является независимым от Кабинета Министров органом, и это стало понятно с тех пор, как без конкурса была выдана лицензия на UMTS "Укртелекому". Она считает, что для урегулирования ситуации на рынке телекоммуникаций необходимо в первую очередь сделать НКРС финансово независимым, установить четкие критерии подбора членов комиссии. Кроме того, по ее мнению, необходимо создать новый орган исполнительной власти на базе Администрации связи и Государственного комитета информатизации.

"Необходимо внести изменения в законодательную базу и прийти к европейским принципам финансовой независимости регулятора, но не за счет взносов отдельных операторов. НКРС может функционировать за счет процента от тех средств, которые собирает "Укрчастотнадзор", а также за счет части средств, которые поступают от выдачи лицензий. В этом случае она будет достаточно финансово независимой, какой на сегодняшний день не является", - говорит Попова.

По мнению эксперта, высококвалифицированные кадры не хотят идти на работу в комиссию, поскольку зарплаты в частном секторе гораздо выше. В этом случае не может идти речь ни о какой финансовой независимости сотрудников НКРС от операторов. Следовательно, необходимо повысить зарплату хотя бы членам комиссии,при этом их деятельность должны быть максимально прозрачной.

Попова считает, что необходимо выделить из Министерства транспорта и связи Украины Администрацию связи и Комитет информатизации, и на их базе сделать новый орган исполнительной власти с прямым подчинением Кабинету Министров. Это может быть Министерство или комитет. Кроме того, необходимо глубокое реформирование, которое должно коснуться еще и Госкомтелерадио и Нацсовета по телерадиовещанию, поскольку на рынке телерадиовещания и связи достаточно одного регулятора.

"Однако мало провести глубокое реформирование системы – необходимо провести реформирование в мозгах некоторых наших политиков и чиновников. Сегодня много проблем возникает из-за того, что люди, которые попадают в органы власти, стремятся организовать некий "кооператив- калитку" для себя. Многие приходят во власть не для того, чтобы работать на развитие страны, а для того, чтобы найти возможность заработать деньги для себя", - считает Татьяна Попова.

Член УСПП Иван Петухов, считает, что серьезной проблемой сегодня является тот факт, что все чаще депутатами вносятся законопроекты без какого либо обсуждения со стороны общественности, которые негативно влияют на все отрасли экономики.

"Принятию Закона о телекоммуникациях предшествовали долгие обсуждения и дебаты. В последнее же время вносится много законопроектов без всяких обсуждений, которые иначе как театром абсурда назвать нельзя. Такие законопроекты по шкале оценки правового цинизма достигают ее верхней границы. Возьмем, например, законопроект № 5370 от 23.11.09 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уменьшения нагрузки на суды" – инициатор А. Портнов. Он вносит изменения в 34 Закона Украины и по своей сути предназначен для выкачки денег из бизнеса и граждан ради пополнения бюджета страны, при этом дальнейшая судьба законопослушного налогоплательщика автора законопроекта абсолютно не беспокоит.

Данный законопроект позволяет представителю любого контролирующего органа (санэпидемстанция, ЖЭК, МЧС) прийти и выписать штраф за незаконное, по его мнению, действие гражданина или компании. При этом обжаловать этот штраф можно в 10-дневный срок. Если вы не укладываетесь в этот срок и не заплатили штраф – ваше имущество описывают.

То же, по мнению Петухова, касается Проекта Закона №6073 от 16.02.10 г. "О внесении изменений в Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности". Согласно этому законопроекту, вместо двух лицензий (на деятельность оператора связи и на радиочастотный ресурс) предлагается выдавать одну, что вроде бы хорошо. Однако, лицензия выдается на всю деятельность в сфере телекоммуникаций – а под это понятие попадает деятельность с любым устройством, которое передает информацию. "Вы разместили сервер на хостинге - это уже телекоммуникационная деятельность, а по имеющийся информации, за данную лицензию вам придется выложить от 1 до 5 млн грн. При таких условиях выжить сможет лишь крупный бизнес", – говорит Иван Петухов.

Снова и снова участникам рынка приходится констатировать тот факт, что украинский телеком далек от прозрачности. Взять хотя бы недавние события, связанные с отставкой-неотставкой главы правления "Укртелекома" Георгия Дзекона, скандалы с выдачей лицензий на телевещание и т.д. Даже если НКРС принимала важные решения, например, по проведению тендера на 3G-лицензию, это отменялось указами Президента. Пора уже навести порядок в отрасли связи, и это не только ускорит прогресс в Украине, но и станет источником новых рабочих мест и бюджетных поступлений.

Для исправления сложившейся ситуации эксперты рекомендуют, в первую очередь, привести отечественную законодательную базу в соответствие с соответствующей «Рамочной Директивой» Евросоюза, которая, среди прочего, предусматривает принципиальное отсутствие гослицензий на вид деятельности в области телекоммуникаций.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи