Что же касается сравнения прибыльности украинских и российских сайтов, его проводить пока некорректно: первоначальная монетизация интернет-проектов в России уже прошла, в Украине же только начинается.
В начале года количество зарегистрированных имен в домене .UA преодолело отметку в полмиллиона: юбилейный 500-тысячный домен Уанета был зарегистрирован 5 февраля. Еще около года назад, 18 января 2009-го, это число составляло 400 тыс. Таким образом, количество имен в национальной доменной зоне растет относительно неплохими темпами (хоть и не такими быстрыми, как в России: число доменов в интернет-пространстве нашего северного соседа за 2009 г. увеличилось на 37 % и сегодня приблизилось к отметке в 3 млн).
Прирост доменных имен в Уанете, 2006-2010 гг.
Источник: hostmaster.net.ua
Что касается динамики прироста украинских сайтов, ее определить сложнее. По приблизительной оценке заместителя председателя правления Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ) Александра Ольшанского, количество зарегистрированных в Уанете сайтов сегодня составляет порядка 250 тысяч. «Разница между количеством существующих в Уанете сайтов и доменных имен связана с тем, что один сайт может иметь сразу несколько имен, выкупленных компанией - его владельцем, - поясняет г-н Ольшанский - С другой стороны, существует большое количество зарегистрированных доменов, за которыми на сегодняшний день нет никаких сайтов. Поэтому динамика прироста сайтов в Уанете с динамикой прироста доменов связана лишь косвенно, и связь эта проявляется лишь на очень больших интервалах времени».
«Динамика появления сайтов, как правило, не отслеживается; при исследовании Интернета принято считать численность аудитории, хиты, переходы и глубину просмотра заранее определенных сайтов и их групп, - отмечает руководитель интернет-проектов компании ВОЛЯ Вадим Гарбуз. - Но даже не имея на руках конкретных цифр, можно утверждать, что количество сайтов однозначно растет, и в 2010 году эта тенденция продолжится».
По мнению эксперта ВОЛИ, рост будет происходить в основном за счет сайтов, связанных с коммерцией, - интернет-магазинов, онлайн-витрин, сайтов, ориентированных на B2B. «В 2009-м в связи с кризисом немало компаний с целью минимизации издержек ушло в онлайн. Главным вопросом на «повестке дня» в Уанете остается монетизация интернет-проектов», - говорит Вадим Гарбуз.
«В то же время российские эксперты считают, что в Украине е-бизнеса нет, - продолжает г-н Гарбуз. - Но это не совсем так. Конечно, если сравнивать Уанет с Рунетом, бизнес в украинской Сети находится на зачаточной стадии. В России этап первоначальной монетизации уже прошел, и его результатом стало впечатляющее количество мощных, генерирующих деньги проектов. В Украине же есть потенциал для масштабного электронного бизнеса, но пока нет инвесторов, готовых вкладывать относительно серьезные средства, десятки миллионов долларов, в интернет-проекты».
Среди других отличий Уанета от Рунета можно отметить сильную законодательную зарегулированность последнего, включая контроль со стороны силовых органов. Подобная тенденция сегодня намечается и в Украине: госрегуляторами предпринимаются попытки ужесточить условия ведения интернет- и телекомбизнеса, в частности - ввести для него дополнительное налогообложение. Однако, против этого выступает общественность во главе с профильными ассоциациями, такими как ИнАУ, ТЕЛАС, Wireless Ukraine.