Украина имеет большой потенциал к росту услуг на рынке широкополосного доступа (ШПД). На сегодняшний день проникновение ШПД в Украине составляет всего 11%. В то же время в европейских странах этот показатель стремится к 70%. Например, в Эстонии проникновение ШПД составляет 75%, Франции и Бельгии – 70%, Швеции – 69%, Финляндии – 67%.
Если раньше самым массовым на рынке были технологии xDSL – доступ по медным проводам, то в последнее время на первое место выходит доступ по волоконно-оптическому кабелю, благодаря своему преимуществу в скорости, да и снижению стоимости самих кабелей. Однако, по-прежнему крупнейшими провайдерами по количеству абонентов в Украине являются «Укртелеком» с услугой «Ого!» (ADSL) и «Воля» (DocSIS). И уже следом за ними идут «оптоволоконщики»: «Голден Телеком», «Вега», IPNet и «Фринет». Недавно к ним добавился «Киевстар», объединившийся с Beeline и получивший инфраструктуру «Голден Телекома». Президент компании Игорь Литовченко пообещал, что «Киевстар» станет мультисервисным оператором №1, объединяющим как мобильные услуги, так и ШПД. Так что можно спрогнозировать дальнейшее увеличение охвата аудитории и обострение конкуренции.
Однако, недостаточно пользователям предложить лишь один доступ к интернет. В комплексе идут телевидение, телефония и другие услуги, позволяющие не только привлечь абонентов, но и повысить доходность операторов.
Эксперты отмечают, что основные услуги, которые будут активно развиваться в частном сегменте, - это высокоскоростной доступ в интернет, кабельное цифровое телевидение – IPTV, видео по запросу (Video on Demand), телефония по IP (VoIP), виртуальные частные сети с собственным контентом.
В бизнес-сегменте, в свою очередь, будут востребованы корпоративные территориально распределенные сети, высокоскоростной доступ в интернет, VoIP, видео- и аудиоконференции.
Что представляют из себя самые востребованные технологии?
IPTV – кабельное цифровое телевидение на базе IP-технологий. Технология позволяет предоставлять большой пакет телевизионных каналов (до 100 каналов и более) с высоким качеством трансляции. Абонент может самостоятельно формировать список каналов, заказанных для просмотра.
Видео по запросу (Video on Demand) – абонент может заказывать любой контент (фильм, телепередачи, видеоролики и пр.) и просматривать его в удобное для себя время, с возможностью поставить на паузу, отложить или повторить просмотр.
IP-телефония (VoIP) – традиционная фиксированная телефония с городским номером (обычный аналоговый телефонный аппарат у абонента). Преимуществами технологии является отсутствие дополнительной абонентской линии. В помещение прокладывается один кабель на все услуги: интернет, IPTV, телефония. На базе VoIP реализуется широкий спектр дополнительных сервисов: условная и безусловная переадресация, конференция, Caller ID (отображение номера звонящего), услуги IP Centrex (короткий набор на заданные номера, белые/черные списки, будильник, перевод звонка на другой телефон, последовательный обзвон, голосовое меню, маршрутизация звонка по времени суток и т.д).
Согласно исследованию, проведенному МТС, прогнозируемый уровень потребления конвергентных услуг выглядит следующим образом: 90% абонентов будут использовать доступ в интернет, 70% – IPTV, 45% – VoIP, но только в пакете с интернет и IPTV.
В то же время 70% пользователей будут использовать две и более услуг. Интернет в совокупности с VoIP и IPTV будут использовать 35% абонентов, интернет + IPTV – 25%, интернет + VoIP – 5%, VoIP + IPTV – 5%, только Интернет – 25% и только IPTV – 5%.
Таким образом, количество абонентов, потребляющих только одну из услуг, будет сокращаться, а спрос на пакетные предложения расти. И операторы к этому должны готовиться уже сегодня.