Согласно исследованию Satellite Monitor, по состоянию на конец 2010 года в Украине 17,25 млн. домохозяйств, имеющих ТВ. Из них в «цифре» программы смотрят 4,1 млн. домохозяйств, что составляет 24% от общего числа.
Большая часть населения (49%) продолжают смотреть эфирное ТВ, которое до сих пор вещается в аналоговом формате. Хотя, если наконец будет запущен процесс перехода на цифровой эфир, то процесс приобретет массовый характер.
Пока что мы снова говорим о цифровом ТВ, как о чем-то малодоступном в Украине. Сегодня большинство пользователей, смотрящих цифровое ТВ (около 70%), получают его через спутник. И лишь 30% имеют доступ в кабельных сетях.
Что касается спутникового ТВ, крупнейшим поставщиком является SES ASTRA. «Благодаря нашему спутнику в позиции 5° в.д. (восточной долготы – ITnews) мы по-прежнему являемся крупнейшим поставщиком спутникового сигнала в Украине, - отметил Онно Зонневельд, глава представительства SES ASTRA, Украина. - Наше исследование показало, что около 2,5 млн. украинских домохозяйств намерены приобрести спутниковую антенну в ближайшем будущем. Это свидетельствует о том, что украинские телезрители оценили возможности и качество спутникового телевидения через наши спутники. Наши спутники в позиции 5° в.д. и 31,5° в.д. позволят нам и дальше поддерживать быстрые темпы роста рынка, обеспечивая украинских вещателей и кабельных операторов дополнительными мощностями, а украинских телезрителей – самыми современными услугами».
Таким образом, оператор поставляет сигнал не только напрямую телезрителям через спутниковую антенну, но и через кабельные сети. Что же творится на фронте внедрения цифрового ТВ в кабельных сетях?
Так, один из крупнейших кабельных операторов ВОЛЯ осуществил год назад полный переход на цифровое вещание в Киеве. В целом, цифровое кабельное телевидение оператор предлагает в 11 украинских городах: Киеве, Львове, Харькове, Полтаве, Виннице, Севастополе, Симферополе, Черкассах, Запорожье, Ровно и Сумах. В Черкассах «цифра» стартовала с 1 февраля 2011 года, в Запорожье и Сумах – с 15 апреля, в Сумах стартует с 1 мая. Количество абонентов ВОЛИ, пользующихся цифровым телевидением, на сегодня уже составляет около полмиллиона семей.
«В 2015 году мы рассчитываем, как минимум, перейти полностью на цифровой формат в тех городах, где «цифра» себя уже хорошо зарекомендовала, и процент проникновения этой услуги достаточно высок. К этому времени, цифровая технология будет нами представлена во всех городах, где мы предоставляем услуги», - говорит Алина Сигда, PR-менеджер компании.
Однако, в последнее время на бытовом уровне идут ожесточенные споры, есть ли смысл потребителям устанавливать спутниковое ТВ. Многие считают, что в этом случае не надо платить кабельному оператору и можно получить намного больше каналов.
Однако, у этих двух технологий есть и свои особенности. При передаче сигнала по кабелю «погодные условия» не так видны на экране телевизора, как при гораздо более чувствительной к таким вещам «тарелке», поскольку кабельные операторы во избежание помех используют «тарелки» огромного диаметра для приема сигнала со спутника, и дальше сигнал передается к конечному пользователю по кабелю. Собственно для кабеля вообще нет никаких специальных условий – дом можем быть расположен где угодно: на возвышенности или в низкой части города, внутри микрорайона или чуть отдельно – дом просто должен быть покрыт кабельной сетью компании. Есть и еще один момент. Кабель в доме абсолютно не виден, в отличие от натыканных по фасадам и крышам домов «тарелок», благодаря которым памятники архитектуры иногда напоминают «корабли пришельцев».
Чтобы установить спутниковое ТВ, нужно выложить от 150 до 300 долл. Плюс – абонплата, а в случае неполадок – придется оплатить сервисные услуги.
Так называемые «открытые каналы» пиратского спутникового ТВ можно смотреть без абонплаты. Но в них нет ряда украинских программ, которые кодируются, и доступны только международные версии украинских каналов.
«Космический мусор», доступный по спутнику и включающий сотни телепрограмм, не содержит ничего интересного зрителю: спортивных и познавательных программ, фильмов, а зачастую "напичкан" информацией на «экзотических» для рядового украинца языках (тайский, хинди, арабский, корейский и т.п).
Бывает, что продают «ломаные карточки», и в этом случае речь идет о нарушении законодательства Украины, а значит и у продавцов, и у зрителей в будущем могут возникнуть проблемы, если не уголовного характера, так уж точно с просмотром ТВ-программ.
В то же время кабельщики в минимальном пакете обязательно предлагают весь отечественный общенациональный телепродукт. В расширенных пакетах - доступны также популярные российские и международные телепрограммы всех основных жанров и направлений. Кабельщики могут предложить рейтинговые фильмовые, спортивные и познавательные каналы, которые доступны только в кабеле, и на спутнике их просто нет. Реально сегодня не бывает качественного и интересного телепродукта бесплатно.
Кроме того, кабельные провайдеры сегодня предлагают как минимум две услуги в одном кабеле: доступ к телевизионным программам (в аналоговом формате, а в части украинских городов, включая Киев – в цифровом формате) и высокоскоростной Интернет. И делая выбор, абоненты, прежде всего, руководствуются мыслью: «Зачем мне покупать по отдельности, если я могу купить все сразу и гораздо дешевле». Спутник в этом отношении значительно проигрывает.
С точки зрения развития услуг кабель гораздо перспективнее. При использовании цифровых технологий абоненты получают программу передач на экране ТВ, включают и отключают субтитры, могут смотреть некоторые каналы на разных языках, ставить «родительский замок» на некоторые нежелательные для просмотра детьми каналы. Более того – у пользователя появилась возможность управлять услугой: самостоятельно переходить с пакета на пакет, приостанавливать и запускать услугу, когда необходимо уехать из города, просматривать историю начислений, выставлять и оплачивать самостоятельно счета и т.д. Кроме того, есть возможность предоставления сервиса видео-по-запросу.
В конце-концов, ведущие кабельные компании предлагают полноценный сервис.
Еще лет десять назад в Украине вообще не существовало понятия «обслуживание» абонента телевизионной услуги. Все, что мог сделать сотрудник жека после нескольких настоятельных напоминаний, это полезть на крышу многоэтажки и посмотреть, что же там случилось с коллективной антенной. Сейчас зритель, будучи клиентом кабельной компании, получает постоянную информационную поддержку: через call-центр, через информационные письма, ежемесячно рассылаемые абонентам по обычной почте, в пунктах обслуживания абонентов и на web-сайте компании. За минимальную плату абонент может вызвать специалиста и устранить возникшую проблему.
В свою очередь, будучи клиентом кабельного оператора и оплачивая по счетам, абонент вправе требовать хорошей картинки на экране, бесперебойного поступления сигнала в квартиру, да и просто внимательного отношения к себе. Есть контакт-центры, расположенные в разных районах города, где можно обратиться с любой проблемой или же отдать на диагностику оборудование. В этом случае абонент спокоен – завтра у него вдруг не исчезнет телевидение, а если будут какие-либо трудности, кабельный оператор поможет их решить. Есть ли такая обратная связь при установке «тарелки»?