Сам термин "weblog" появился 17 декабря 1997 г., его впервые использовал Джон Бергер, создатель и редактор интернет-дневника "Robot Wisdom".
С тех пор понеслось-поехало. Из дневниковых записей, внутренних монологов и описаний личных переживаний авторов, из хобби блоги превратились в заметное явление общественной жизни, отвоевали себе "кусок" Интернета, который теперь получил название "блогосферы" и стал заметным явлением в жизни Сети и всего человечества в целом.
Наиболее востребованные функции блогов сегодня – это загрузить/воспроизвести изображения, музыку и видео. Растет спрос на новые услуги – расширение функций и объема, создание индивидуальных дизайнов блогов. Налицо самая последняя тенденция: онлайновые дневники как хранилище монотонных записей уступают место многофункциональным и универсальным блогам. Этому способствует дальнейшее развитие интернет-технологий, расширение кибер-пространства, повышение скоростей, использование различных технологий при передаче изображения, аудио, видео, флэш, в сочетании с мгновенной передачей сообщений, социальные сети. Все это способствует превращению блога в универсальное личное пространство, с одной стороны, а с другой стороны, в явление, бесспорно, общественное. Да, хотя блоги уже стали важным информационным каналом, читатели все-таки пока больше доверяют онлайн-новостям, чем блогам. По результатам недавних опросов в различных странах мира, 63% респондентов больше доверяют онлайн-новостям, а 20% - блогам. То есть в сравнении с новостями контент блогов нуждается в укреплении авторитета и доверия со стороны читателей.
Очевидно, скоро положение изменится коренным образом. Не так давно одно из мировых информагентств Reuters заключило договор с компанией BlogBurst, которая поставляет крупнейшим газетам Соединенных Штатов и Великобритании информацию и комментарии из интернет-дневников. Это лишь один из характерных примеров того, что за прошедшие 10 лет блог стал не только модным развлечением, но важным и эффективным инструментом развития бизнеса, информирования мировой общественности.
Напомним, что американские суды уже подвели своего рода черту под вопросом, можно ли рассматривать блоги как профессиональные масс-медиа, уровняв блоггеров в правах с профессиональными журналистами.
Поэтому и не удивительно, что список "50 самых влиятельных блогов мира" по версии газеты Observer (Великобритания), которая не так давно в марте опубликовала плод работы команды из 9 аналитиков, возглавил The Huffington Post (www.huffingtonpost.com). Автор блога – американская журналистка Арианна Хаффингтон сделала свое детище одним из самых популярных политических блогов, а отсюда и его влиятельность, причем до такой степени, что эксперты склонны делить всю историю политического блоггинга на периоды "до" и "после" Хаффингтон. Я не поленился заглянуть на блог. Ну, что сказать? Впечатляет! Хотя бы тем, что команда Арианны насчитывает ровно полсотни "штыков" (при наличии еще нескольких вакансий).
На втором месте в списке Observer – Boing Boing (www.boingboing.net ). За 8 лет своей жизни этот блог оказал сильное влияние на стиль и идиоматику блоггинга. Свободен от государственного и корпоративного контроля.
В тройке "призеров" и "хайтечный" блог Techcrunch (www.techcrunch.com). Родился в 2005-м и за три года достиг авторитета и популярности. Это блог о стартаповом бизнесе в Силиконовой долине, один из самых влиятельных вебсайтов в индустрии технологий. Его основатель, Майкл Аррингтон, работал юристом и предпринимателем, позднее он решил, что писать о новых компаниях более выгодно, чем открывать их. (Сие напомнило мне аналогичный постулат: писать о Форексе и учить валютным спекуляциям, куда выгоднее, чем участвовать самому). В рейтинге поисковой системы Technorati блог Techcrunch находится на 3-м месте. А журнал Business Week назвал М.Аррингтона одним из 25 влиятельных людей Интернета.
Во имя экономии времени и пространства по остальному списку пройдусь лишь тезисно. Кого заинтересует, кликайте на ссылки – они кликабельны .
Дизайнер Джейсон Коттке, автор www.kottke.org– пионер "первой волны" в блоггинге, блоггер старой школы. Его "дневник" – это коллекция ссылок на вебсайты и статьи. Его любимые темы – кино, наука, графический дизайн и спорт. Избегает политики.
С 2001 года живет в Сети www.dooce.com. Его "родила" Хизер Армстронг. Это - один из первых блогов, когда сотрудник был уволен за то, что писал о своей работе. Инцидент вызвал колоссальный общественный резонанс; в английском даже возникло выражение to be dooced – "быть уволенным в результате работы над персональным вебсайтом". Честность Армстронг прибавила ей популярности, она откровенно писала о работе, семье, постродовой депрессии, материнстве, щенках, о мормонском воспитании. Ее искренность была вознаграждена. С 2005 года доход от рекламы позволяет ей содержать семью.
Самый ненавистный блог голливудских сплетен – это Perezhilton (www.perezhilton.com)
Его "родитель" – 29-летний Марио Лавандейра известен своими "шедеврами" о наркотиках, фото паппараци и уединенных встречах знаменитостей.
Ежедневно свыше 400 тысяч человек посещают блог Talking Points Memo (www.talkingpointsmemo.com).За 8 лет в нем было опубликовано немало политических скандалов и тайн. А его редактор Джошуа М. Маршалл считает, что материал, который публикует блог, честнее, чем на первых страницах известных газет. Но, по его мнению, оба вида журналистики должны существовать, более того, они должны сосуществовать.
Всего годик исполнился блогу Icanhascheezburger (www.icanhascheezburger.com).
А начинался он с фотографии хитро улыбающегося кота с надписью "Я можно имеет чизбургер?" ('I Can Has A Cheezburger?').Автор блога Эрик Накагава, увидел в Интернете это забавное фото, отправил его другу. И уже вдвоем, дурачась, они создали вебсайт, на котором было только одно фото того самого кота. Позже этот сайт превратился в один из самых популярных блогов мира. Советую посмотреть и улыбнуться. От искалеченных надписей и подписей под фотографиями веет чем-то родным, "албанским".
Беппе Грилло создал блог "имени себя"(www.beppegrillo.it), в котором этот популярный итальянский комик и политический комментатор высмеивает коррупцию и финансовые скандалы.
Нью-Йоркский блог едкой сплетни и комментариев о СМИ-индустрии Gawker (www.gawker.com)был сотворенжурналистом Ником Дентоном в 2002 году. Сегодня его посещаемость – 11 млн человек в месяц.
Электронной газетенкой со светскими новостями, а затем низкосортным вебжурналом с ничтожным трафиком начинался The Drudge Report (www.drudgereport.com). Однако в 1998 году, благодаря решению осветить "оральные" отношения между Б.Клинтоном и М. Левински (о которых вообще не писала центральная пресса), The Drudge Report стал явлением государственного масштаба. Журналисты и серьезные блоггеры упрекают The Drudge Report в стремлении к "жареным" фактам, но как ни крути, место в истории Интернета ему уже обеспечено.
Популярная китайская актриса Ксю Джинли в 2005 году создала блог (www.blog.sina.com.cn/xujinglei), который всего за несколько месяцев достиг посещаемости в 11,5 млн. и сподвиг многих китайцев к созданию своих собственных блогов. В 2006 году статистики Technorati, которые до этого даже и не включали Китай в свои подсчеты, поняли, что блог Джинли стал одним из самых популярных в мире. Ксю писала обо всем: настроении, размышлениях, жизни, котах, в простой, но подкупающей манере, желая показать "простого человека" за ширмой знаменитости. Каждый пост заканчивался словами "Завтра рано вставать" или обещанием рассказать о фильме, который она посмотрела. Каждый пост вызывал сотни откликов – признание в любви, совет, забота о ее здоровье. В 2007 году на блоге Джинли был зарегистрирован 1 млрд. кликов. (Китайцев не много, а просто "огромадно" много не только в реале, но и в виртуальном пространстве).
Treehugger (www.treehugger.com)– это блог сторонников движения за экологически чистую продукцию. Миссия блога – нести в массы философию рационального образа жизни. Идея привлекла 1 млн 800 тысяч посетителей в месяц. Treehugger постоянно входит в первую двадцатку в рейтинге Technorati, сотрудниками блога являются 10 штатных сотрудников, а также 40 авторов различного происхождения из более, чем 10 стран мира, каждый день они пишут около 30 новых постов по 8 категориям, от моды и красоты, путешествия и природы, до науки и технологий. Блог Treehugger начинался 4 года назад как учебный проект по MBA и в настоящее время имеет достаточно средств от спонсоров и рекламы для оплаты работы штатных и внештатных сотрудников. В 2007 году TreeHugger был куплен каналом Дискавери (если верить слухам, за 10 млн. долларов).
Microsiervos (www.microsiervos.com) в Интернете с 2001. Авторы блога – Alvy, Nacho and Wicho, друзья из Мадрида, пишут на испанском языке. Блог получил имя от романа Douglas Coupland "Microserfs", в стиле дневниковых записей о пионерах Интернета. Второй по популярности блог в Европе и 13-й в мире (по версии eBizMBA). Темы - наука, любопытные факты,игры, загадки, цитаты, компьютеры, хакеры, граффити, дизайн. Блоггеры пишут в дружелюбной и юмористической манере, описывая новости, начиная каким-нибудь необычным письмом и заканчивая открытием Млечного Пути.
Уже третий год живет и довольно неплохо на безжалостных сплетнях о знаменитостях блог TMZ (www.TMZ.com ). Сенсации: истории, фотографии, видео 20 постоянных авторов обеспечивают ему посещаемость – 1 млн. 600 тысяч человек в месяц.
Сенсации только в области мира hi-tech технологий сделали самым популярным блог о потребительской электронике и технических новинках Engadget (www.engadget.com). В 2004 году он стал даже обладателем премии Web Blogs Awards.
Важным политическим событиям, интересным аналитическим обзорам, комментариям посвящен блог Marbury (www.marbury.typepad.com ).
А вот ChezPim (www.chezpim.typepad.com )- это сайт о еде. Автор, не мудрствуя лукаво, дегустирует разную еду, делится своими гастрономическими впечатлениями. Публикует рецепты, дает советы и имеет неслабых – 10 000 посетителей в неделю.
Немец Роббер Бейсик создал блог Basicthinking (www.basicthinking.de/blog )
Пишет о всякой фигне, типа разница между лосем и маралом, однако 18-е место среди наиболее популярных блогов – это круто. Девиз автора – "Мой дом, мое небо, мой блог". Его цель – тупо писать о том, о чем еще никто не писал в блоге. Недавно была сделана десятитысячная запись в этот блог.
The Sartorialist (www.thesartorialist.blogspot.com) - это блог для фотофанатов (70 000 посетителей в день).
Также весьма популярны блоги студентов за освобождение Тибета Students for a free Tibet (www.studentsforafreetibet.org) и женский – Jezebel (www.jezebel.com).
Попал в "золотую полусотню" и самый популярный блог в Японии Gigazine (www.gigazine.net ).Его темы – предметы поп-культуры: неполноценная пища, напитки, игры, игрушки, 75 черепах в холодильнике, автомобиль Феррари в натуральную величину, связанный из шерсти...
Также имеет место быть в ТОП-50 блог сексуальной направленности "Девушка с узким кругозором" (www.girlwithaonetrackmind.blogspot.com) (сразу же на ум приходит аналогия с нашими легендарными уже "мозгами блондинок").
На этом позвольте завершить первую часть обзора, дабы не перегружать уже свои мозги избытком информации. Если Вам еще не надоело, читайте в следующий раз продолжение Top-50.