Как правило, самые успешные интернет-проекты «рождают» профи: программисты и «технари», но и «лирикам», иной раз, не чуждо озарение, когда виртуальная идея оборачивается приятным хрустом вполне реальных купюр. Иногда просто везет и помогает «счастливый случай». Надо отметить, что котируются лишь авторские идеи, плагиат же, жалкое подобие оригинала, в лучшем случае, может принести такие же жалкие копейки.
На мой взгляд человека, который проводит в интернете время не только по долгу службы, но и по велению души, пальма первенства по праву принадлежит моему тезке, Алексу Дью, простому английскому парню, которому надоело сидеть на шее у родителей, оплачивавших его учебу в университете. Над идеей своего сайта он думал недолго – около получаса. В результате «мозгового штурма», как он повествует сам, лежа на диване с блокнотом в руках, появился www.milliondollarhomepage.com. Идея Алекса проста до неприличия: парнишка взял 1 (один) миллион пикселей (а это не такой уж и большой квадрат), «напилил» из него 10 тысяч квадратиков площадью 100 пикселей (10 на 10) и под лозунгом «Владей кусочком истории Интернета» (Own a piece of internet history!) стал бойко продавать место под баннеры по смешной цене 1 доллар за пиксель.
Нестандартностью своей идеи Алекс покорил сердца первых рекламодателей. А после появившихся сообщений о необычном сайте в СМИ (интернетовских, электронных и традиционных, печатных) пиксели стали разлетаться как «красны-девицы на выданье». Последние из них были реализованы в декабре 2006 года через аукцион eBay по гораздо более высоким, уже ажиотажным ценам, так что спустя пять месяцев после первой продажи на счету у Алекса оказалось даже больше миллиона, чего с лихвой хватило не только на «заплатить за универ», но на «помочь родителям», а также на «купить пристойные и прочные… носки», с которыми у Алекса, как он сам признается на сайте, была напряженка.
В целом же процедура «возделывания» миллионов на виртуальных проектах не представляет особой сложности. «Просто» надо взять классную идею, довести ее до ума, раскрутить, добившись стабильного, а еще лучше все возрастающего трафика (на миллионы кликов, лучше всего), а потом выгодно и своевременно продать «богатеньким буратинам». Именно так и поступают авторы наиболее процветающих нынче интернет-проектов.
По мнению многих экспертов, Flickr.com (www.flicr.com) на сегодняшний день является самым успешным веб-два-нольным-проектом последних лет. А придуман был Flickr всего четыре года назад, в 2004 году, арт-директором Катериной Фэйк и ее мужем-дизайнером Стюартом Баттерфилдом. Сегодня это фотохранилище насчитывает более 130 млн фотографий, опубликованных тремя миллионами пользователей. Всего лишь через год после рождения Flickr уже стоил 30 млн. долларов – именно столько не поскупились выложить за ресурс боссы Yahoo! После такого финансового вливания у проекта появились второе дыхание и масса новых удобных пользовательских наворотов. В результате довольны остались все.
Еще один успешный проект – это Last.fm (www.last.fm), музыкальное сообщество, имеющее в основе сервиса так называемый «скробблинг», позволяющий фильтровать понравившиеся треки и составлять плей-листы, основываясь на предпочтениях пользователя. В 2005 году два интернет-ресурса, предоставлявшие похожие услуги, (Audioscrobbler и Last.fm), встретились и решили объединить усилия в рыночной борьбе за место под Солнцем, переехав в общий офис в Лондоне. И хотя на сегодня функционирует еще с десяток сайтов-конкурентов с похожим сервисом, Last.fm уверенно держит позицию лидера с 15 млн активных пользователей из двух сотен стран. А еще проект смог неплохо продать себя. В 2007 году, через два года после запуска обновленного Last.fm данный сервис выкупила медиа-корпорация CBS. Сумма сделки составила 140 млн фунтов, которая, таким образом, стала самой крупной Web 2.0 продажей в Европе.
Одна из самых крупных в мире социальных сетей – MySpace.com (www.myspace.com) начиналась как скромный ресурс для музыкантов и кинорежиссеров. Просто американцы Том Андерсон и Крис Девульф в 2003 году решили собрать в одном месте в Сети всех своих лос-анджелесских друзей, таких же, как и они, творческих людей — посетителей режиссерских курсов. Однако, оказалось, что творческих людей в мире гораздо больше. И несмотря на то что многие завистники называют MySpace одним из самых провальных веб-два-ноль-проектов, число пользователей данной сети неумолимо растет и на сегодняшний день составляет около 230 млн. От заманчивого предложения продаться со всеми потрохами владельцы MySpace отказаться не смогли, и в 2005 году их детище-таки было продано за 580 млн долларов. Сумма, согласитесь, вполне приличная, правда, сейчас приобретение компании транснационального медиамагната Руперта Мердока News Corp. оценивается уже в 15 млрд. долларов. И, возможно, его «родители» время от времени покусывают локти.
Когда в 2005 году несколько разработчиков платежной системы PayPal (тоже, кстати, весьма известной не только в узких кругах интернет-юзеров) повесили первый ролик на свой новый сайт, вскоре все заговорили о наступающей смерти телевидения. Ибо появился ОН, YouTube (www.youtube.com), новый сервис, позволяющий в несколько кликов размещать в Сети видеоролики. В связи с тем, что число показов в день на ресурсе составляет более 200 млн., на него в 2006 году обратил внимание ненасытный Google, уже владевший на то время аналогичным сервисом (Google Video). Но хорошего много не бывает, поэтому Гугл решил не мелочиться и отстегнул энтузиастам из YouTube своих акций на сумму 1,65 млрд. долларов.
Blogger.com (www.blogger.com) – один из первых ресурсов, с помощью которого каждый стал «сам себе издателем», и мог публиковать в Сети свои «нетленки», в основном, это онлайновые дневники. Раскручивал же нынешнюю популярность блогов, во-многом, Эван Уильямс, который сейчас отдается раскрутке своего подкастинг-портала Odeo.com (www.odeo.com), а также продвигает «последний писк» в блогосфере под названием «микроблоггинг» (www.twitter.com). В этом году число пользователей системы Blogger достигло 50 млн. Произошло это во многом благодаря интеграции в интерфейс многих продуктов Google. (А куда же без Гугла?) Сколько выручил Э.Уильямс за Blogger, продав его поисковому монстру, история умалчивает, но Google не привык мелочиться, а поэтому Эванс сейчас совершенно спокойно занимается новаторскими стартапами.
Знаете ли вы, как называется простая и удобная программа для Интернет-телефонии? Совершенно верно, это – Skype (www.skype.com). Гуру P2P-технологий: швед Николас Зеннстром и датчанин Янус Фриис, создавшие в свое время программу KaZaA, придумали Skype в 2003 году, взяв за основу собственные прошлые разработки. Через пять лет после первого теста Skype стала одной из самых популярных программ в своем сегменте, а число ее пользователей превысило 10 млн. Одним из первых почувствовал перспективный аромат «жареного» интернет-аукцион eBay, выложивший за Skype 2,5 млрд долларов.
Интересен феномен Secondlife.com (www.secondlife.com). Не бегство ли это от реальности в огромный виртуальный мир, в котором можно купить себе дом, сходить в ночной клуб, познакомиться и даже пожениться или выйти замуж. Сетевая игра, которая все больше и больше приобретает черты реальности. Second Life изначально была задумана Филипом Роуздейлом как тестовая площадка для новых сенсорных технологий. Но идея заработать на виртуальной реальности прижилась и дала неплохие плоды. Сейчас в SL прописаны представительства крупных кинокомпаний, автопроизводители, рекламирующие свои новые модели, и даже авиакомпании, осуществляющие пассажирские перевозки между виртуальными островами. К середине марта текущего года число резидентов «Второй жизни» приближалось к 13 млн, а количество прибывающих каждый месяц перевалило за 15 тысяч. Одновременно в игре находятся не меньше 30 тысяч человек, за день посетители тратят около миллиона долларов. Каждый мартовский день в виртуальном мире Second Life рыночные покупки в среднем составляли 189 тысяч долл. (причем не виртуальных!), а рыночные продажи — 89 тысяч.
Успешными «миллионниками» являются и нынче уже российские проекты Livejournal.com (www.livejournal.com), именуемый многими представительницами слабого и прекрасного пола ласково «жежечкой», и социальная сеть «Мир тесен» (www.mirtesen.ru).
«Живой журнал» или ЖЖ – это сервис, позволяющий пользователям создавать и вести сетевые дневники и комментировать записи других пользователей, а также создавать или участвовать в тематических сообществах. Livejournal придумал и создал в 1999 году программист Брэд Фитцпатрик, через несколько лет продавший свое детище компании Six Apart. Вскоре владельцем сервиса стала российская компания SUP Fabrik, что повлекло за собой неминуемые изменения, свойственные всему российскому бизнесу (типа отмены бесплатных аккаунтов, на что последовала довольно внушительная акция протеста жежешников). Брэд же сейчас спокойно трудится в Google. В настоящее время число пользователей «Живого Журнала» по всему миру насчитывает более 15 миллионов человек, а русскоязычный сегмент ЖЖ перевалил уже за миллионную отметку. Сумма, которую заплатил бизнесмен Александр Мамут, владелец компании SUP, так и осталась неназванной. Однако, по данным «Коммерсанта», ЖЖ был куплен примерно за 30 млн. долларов. Можно предположить, что в дальнейшем этот проект будет продан еще дороже.
«Мир тесен» - это социальная сеть, созданная по примеру американской сети для соседей FatDoor и призванная помогать встречаться и общаться пользователям, живущим неподалеку друг от друга. Кстати, ее автор, Николай Самохвалов, помимо «МирТесен», участвовал в разработке еще одной социальной сети — «Мой круг», тоже ставшей одним из немногих успешных российских стартапов. «Мир тесен» - самый юный из анализируемых сегодня успешных проектов. Ресурс начал работать в июле прошлого года, но уже сейчас сеть насчитывает около 320 тысяч зарегистрированных пользователей. Недавно контрольный пакет акций «Мира» приобрела финансовая компания «Финам». Сумма сделки, как обычно, «тайна сия великая есть», но, по оценкам экспертов, она вполне могла составить два с половиной миллиона долларов. Неплохо для совсем еще малоизвестного ресурса.
Резюмируя, можно сказать, что озаботившись проблемой «Как заработать миллион?», необходимо лишь всегда помнить нехитрую истину – с миру по клику, голому – смокинг. Надо лишь заинтересовать пользователей, удовлетворив их насущные потребности, и тогда «золотой дождь» (в хорошем смысле!), пролившись на автора, резко повысит его/ее/их благосостояние.