Необходимость скорейшего внедрения реформ обусловлена тем, что в области ИКТ не функционирует классический треугольник государственной власти: законодательной, исполнительной и регуляторной. То, что система функционирует неполноценно, на себе чувствует рынок. Отсутствие единой стратегии развития информационного общества, стратегии киберзащиты, эффективной системы использования государственных средств и привлечения инвестиций в развитие государственной ИКТ-инфраструктуры - это острые проблемы государства, которые требуют неотложного решения. Даже при условии принятия отраслевых законопроектов их имплементацией в жизни некому заниматься.
Комитет предлагает разделить реформы на законодательные, административные и функциональные. Внедрить план законодательных реформ запланировано до конца 2016 года. В общем он включает 15 проектов законодательных актов, которые должны обеспечить полноценное развитие электронных коммуникаций, нормирование порядка в электронных государственных системах, функционирование системы киберзащиты, электронных бесконтактных услуг для населения, упростить доступ к рынку телекоммуникаций и т.д.
Функциональные реформы предусматривают практическую реализацию программ и проектов информационного общества. Первоначально необходимо провести аудит состояния ИКТ-инфраструктуры государства, разработать план модернизации технической защиты ресурсов государства. Результатом функциональных реформ должна стать Национальная политика развития ИКТ, адаптированная ко всем отраслям экономики и сфер общественной жизни.
Наиболее основательной и содержательной является административная реформа, которая предусматривает создание отраслевого центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) - Министерства в составе Кабинета Министров Украины. Создание ЦОИВ предусмотрено коалиционным соглашением ВРУ восьмого созыва. Сейчас полномочия ЦОИВ имеют Государственная служба специальной связи и защиты информации и Государственное агентство по вопросам электронного управления. Отдельные функции выполняют Министерство юстиции, Министерство инфраструктуры и Министерство экономического развития. Кроме них в системе органов государственной власти функционирует до 10 различных комитетов, агентств, департаментов. Все они имеют разрозненное отношение к области ИКТ.
Новое Министерство должно консолидировать в своей структуре все функции.
К полномочиям Министерства будут отнесены функции:
- развитие информационного общества (информатизация, электронное управление, электронный документооборот, электронной цифровой подписи, технологическая база электронных административных услуг, электронного бизнеса, дистанционного образования, телемедицины, телерадиовещания, национальная система электронных информационных ресурсов)
- развитие информационной инфраструктуры (информационно-аналитические компьютерные системы, индустрия программирования, телекоммуникаций, использование радиочастотного ресурса Украины, почтовая связь, специальная почтовая связь и фельдсвязь)
- информационная безопасность (кибербезопасность, техническая защита информации, криптографическая защита информации, государственная система специальной связи).
Представленная концепция административной реформы и создания ЦОИВ является концептуальной и подлежит дальнейшей разработке. С этой целью предложено создание рабочей группы из состава представителей органов государственной власти, профильных общественных организаций, лидеров общественного мнения. Главная задача рабочей группы: в кратчайшие сроки разработать детализированную концепцию создания ЦОИВ. Ориентировочно в сентябре 2015 соответствующие документы должны быть представлены на рассмотрение Президенту Украины.