Как и можно было предполагать, основная прибыль компании припала на российский регион. За прошедший год, оборот компании здесь вырос до отметки 591 млн. евро, что на 26% больше, чем в предыдущем.
Достаточно стремительный прогресс в компании связывают с развитием направлений электроинструментов и бытовой техники. По сравнению с предыдущим годом неплохих результатов удалось достигнуть в секторах термотехники, промышленного оборудования и автомобильных комплектующих.
"Мы уверены в том, что к 2010 году в России наш оборот достигнет 1 млрд. евро", — заявил Рене Шлегель, президент ООО "Роберт Бош" и полномочный представитель группы Bosch в России, Беларуси, Украине и Казахстане.
Рене Шлегель
Беря ко вниманию бурное развитие бизнеса в этом регионе, компания Bosch запланировала в скором времени построить новый офис в российской столице. Согласно утвержденному плану, комплекс будет включать в себя офисные помещения, склады, учебный и сервисный центры, автопарковку; в нем разместятся почти все компании группы Bosch. Объем инвестиций в строительство составляет около 150 млн. евро. Общая площадь комплекса — 94 тыс. кв. метров. Договор о приобретении земельного участка был подписан в конце марта 2008 года. Начало строительных работ запланировано на конец следующего года.
Кроме того, совместное предприятие концернов Bosch и Siemens, компания "ВСХ бытовая техника" планирует строительство еще одного завода в Санкт-Петербурге, где с 2009 года будет развернуто производство стиральных машин. В июне 2007 года в пос. Стрельна под Санкт-Петербургом Bosch открыла завод по изготовлению холодильников с камерами глубокой заморозки. В среднесрочной перспективе на предприятии будут созданы 500 новых рабочих мест.
В августе 2007 года Bosch стала первой иностранной компанией, которая начала производить свои электроинструменты в России, стремясь удовлетворить растущие потребности российской строительной отрасли. Электроинструменты выпускают на новом заводе в г. Энгельс. К концу 2008 года на предприятии будет создано 200 рабочих мест. К 2010 году мощность завода должна составить 1 млн единиц продукции в год. Как поясняют в компании, основным рынком сбыта станет Россия, часть продукции будет экспортироваться в страны Западной Европы. По некоторым оценкам, срок окупаемости нового проекта Bosch составит четыре-пять лет.
Рынок строительных электроинструментов, по разным оценкам, растет на 20−30% в год. Однако пока большая часть всех товаров, а именно 80%, импортируется. Конкурентами Bosch выступают Makita, Hitachi (Япония), Milwaukee (США), а также Hilti, DeWalt и Metabo (Германия). Но продолжает наблюдаться засилие китайских моделей, которые занимают половину рынка электроинструментов.
Значительных успехов компания достигла и на украинском рынке, где особое внимание уделялось расширению сети авторизированных СТО системы Bosch Service. За прошедший год удалось открыть еще 16 станций, и довести их общее количество до 64. Согласно прогнозам специалистов компании, в нынешнем году будет открыто еще шесть станций. Достижением также можно считать и тот факт, что данные предприятия расположены по стране равномерно, а не только в крупных городах.
С целью ускорить их рост Европейским Банком реконструкции и развития был предоставлен кредит на сумму шесть миллионов евро для покупки франшиз автосервисов Bosch.
Во Львове и Одессе открыто два новых подразделения "Buderus отопительная техника".
Консолидированный же оборот в Украине в 2007 году составил 79 млн. евро, что на 17% больше, чем в предыдущем.
Что касается работы на рынках других стран СНГ, то можно отметить подписание соглашения о стратегическом партнерстве с Минским моторным заводом (ММЗ), которое, в свою очередь, предусматривает техническое сотрудничество в области серийных поставок, разработки и адаптации систем впрыска для дизельных двигателей, а также других автомобильных компонентов. Первой совместной инициативой стал проект по поставкам частей для сборки двигателей, соответствующих стандартам Евро-3 и Евро-4.
А в марте 2008 года в Минске открыт первый в Беларуси сервисный центр технического обслуживания электроинструментов, производимых компанией Bosch. Центр предоставляет высококачественные услуги на уровне общемировых стандартов Bosch. Каждому посетителю гарантированы квалифицированные консультации и качественный ремонт техники.
В 2007 году консолидированный объем продаж продукции Bosch в Беларуси составил 8 млн. евро.
В начале нынешнего года компания открыла первое предприятие в городе Алма-Аты. ТОО "Роберт Бош" создано на базе компании "ББТ Термотехник Казахстан" (БТК), которая ранее представляла интересы группы Bosch в этой стране. Помимо БТК в состав ТОО "Роберт Бош" вошли департаменты продаж и технического обслуживания электроинструментов и систем безопасности.
Так что, как видим, Bosch ориентируется не на импорт продукции из других стран, а на долгосрочное инвестирование и создание новых предприятий на территории стран СНГ, что благоприятно сказывается на их экономике.
С другой стороны не все так просто, поскольку требовательные потребители обращают внимание в первую очередь на качество продукции, а не на торговые марки. Эксперты считают, что продукция Bosch, сделанная в России, уступает иностранной сборке. Поэтому компании следует уделить пристальное внимание повышению качества продукции, производимой в странах СНГ.