Когда в 2004 году появился ресурс с незатейливым названием Digg.com, никто не предполагал, что через пару лет он войдет в число наиболее популярных интернет-проектов. Ежемесячно сайт посещают около 17 млн. пользователей, а журнал PC World по итогам 2007 года включил Digg в ТОР-100 проектов.
Проект создал и запустил студент Кевин Роуз (Kevin Rose), как говорится, на голом энтузиазме. Сегодня же примерная стоимость сайта, по самым высоким оценкам экспертов, составляет более $300 млн. Новостной ресурс Digg.com демонстрирует потрясающую динамику развития. После приобретения локальных аналогов – ресурсов Corank.com и испаноязычного Meneame.net эксперты ожидают международную экспансию Digg.
Digg.com стал "новостным" проектом Web 2.0. Это социальная сеть, обновлением и управлением которой занимаются сами пользователи. Они регистрируются на сайте, затем могут туда добавлять понравившиеся новости с других ресурсов, а именно заголовки, анонсы, картинки и видео. Дальше по ссылке читатель попадает на оригинальную новость на другом сайте. При чем это могут быть не только новостные ресурсы, но и блоги, да и вообще любые сайты. Лишь бы информация была интересной. Кстати, она рубрицируется по нескольким разделам.
Положение новости на страницах Web 2.0-сайта зависит от оценок пользователей, каждый из которых имеет свой рейтинг в системе.
В связи с успешностью проекта эту нишу бросились осваивать конкуренты. К ним относятся сайты Reddit.com, Propeller.com, существующий при поддержке AOL Network, стартап Mixx, в который намерена инвестировать Los Angeles Times Media Group.
C другой стороны, обнаружились и отрицательные моменты. Оказалось, что некая группа пользователей фактически контролирует Digg.com. Подсчитано, что 60% топовых новостей создается 0,03% пользователей. Поэтому попасть в Топ, будучи сторонним пользователем, практически нереально.
Поэтому резко возрасли шансы конкурентов. Так, с момента запуска Mixx.com к концу года значительно вырос трафик. Стартап даже окрестили "убийцей Digg'a". Хотя наверное это будет не так-то просто сделать. Но на него перешла целая группа бывших пользователей Digg. Аудитория и дизайн сайта заметно лучше, чем у былого фаворита.
Указанные ресурсы глобального масштаба, поэтому работают на английском языке. Естественно, что ниша оказалась востребованной и для русскоязычных пользователей. Поэтому в Рунете появились диггоподобные сайты Smi2.ru, News2.ru, Newsgrad.com, Newsland.ru, русскоязычный вариант Reddit.com и другие.
Проект News2.ru, появившийся почти сразу после того, как Digg приобрел известность, имеет достаточно низкую посещаемость по сравнению с оригиналом - более 7 тыс. уникальных посетителей в сутки. В то же время ресурс является флагманом для создателей подобных сайтов в Рунете. Поэтому были созданы клоны в других странах СНГ, например, news2.by и news2.kz.
Украина, как всегда, идет и здесь своим путем. Первым Web 2.0-новостным ресурсом можно назвать "ХайВей", где каждый желающий журналист может зарегистрироваться и помещать свои статьи. За них голосуют, и лидеры рейтинга получают деньги за свои работы. Статьи на сайте делятся по нескольким рубрикам. Но недавно появились его собратья, посвященные культуре - Gloss.ua и различной информации - Times.ua. Теперь данные проекты несколько перекрывают друг друга. Понятно, что у холдинга, их создавшего, хватает денег на несколько проектов, но было бы логично развивать основной ресурс. С другой стороны, это не digg-сайты в чистом виде. ХайВей — скорее закрытая тусовка для журналистов, где оценивают материалы не по значимости того или иного события, а по журналистскому мастерству.
Долгое время digg-ниша оставалась незаполненной, хотя и появлялись отдельные сайты. Так, можно вспомнить topnews.com.ua, freeukraine.com и chuv.com.ua. Они так и не стали популярными у широкой аудитории, а на первом из них информация размещалась в последний раз полгода назад. В сентябре 2007 года появился еще один ресурс даного направления - MyNews. За это время проект начал набирать обороты и сегодня имеет около тысячи посетителей в день. Это, конечно, мало даже для украинских сайтов, тем более новостных. Не будем, правда, вспоминать о способах, которыми большинство из них накручивает трафик. На социальном же новостном ресурсе все пользователи — реальные, активно размещающие и читающие новости. Теперь они могут не только обсуждать, но и размещать новости, касающиеся Украины, по нескольким рубрикам: "Украина", "В Мире", "Технологии", "Наука", "Спорт" и "Развлечения". Кроме новостей, они могут голосовать и за комментарии.
Но и это еще не все. Создатели решили выделиться тем, что с июня запускают бесплатную утреннюю газету по мотивам сайта, которая будет первоначально раздаваться в Киеве у станций метро. При этом все топовые новости попадают в газету с ссылкой на первоисточник, с именем пользователя-публикатора и самыми популярными комментариями, чего, кстати, пока нет ни в одной газете.В планы создателей входит охват всех городов Украины. Правда, пока майньюзовцы не могут назвать точный тираж. По мнению Сергея Волобуева, менеджера проекта, первые пять номеров газеты покажут, в каком направлении двигаться дальше.
Синергия печатного и интернет-направления для социального новостного ресурса представляется весьма перспективной. И, возможно, это позволит повысить популярность новостных Web 2.0 ресурсов у читателей и заставит их таким образом активно участвовать в формировании общественного мнения по самым различным направлениям жизни украинского общества.
Думается, что какой-нибудь из социальных новостных проектов должен обязательно выстрелить. В любом случае, это направление общественной интернет-инициативы имеет право на жизнь, подобно тому, как растут и развиваются традиционные интернет-СМИ и блоги.