20 июня 2008, 14:35

Автоматизированное качество роуминга

Трафик роуминга значительно вырос за последнее десятилетие и сегодня составляет важную часть доходов оператора мобильной связи. В то же время клиенты привыкли к высокому качеству и надежности сервиса, и ожидают этого по всему миру.

Если Вы не раз бывали в других странах и пользовались роумингом, то знаете, насколько важно качество. Если же что-то не так, например, не доходят SMS или нельзя дозвониться, абоненту практически некуда пожаловаться, он вынужден смириться с существующим положением дел. Один знакомый очень осерчал на оператора. Он слал из Китая SMS, за них снимались деньги, и немалые, но при этом ни одно из них не дошло адресату. По приезду домой ситуация нормализовалась как бы сама собой, домашняя-то сеть работает нормально. И уже зачастую не возникает желания разбираться с оператором.

Поэтому операторы должны оценивать качество работы в роуминге у своих партнеров. Как же это делать? Высылать постоянно в командировку сотрудников, чтобы они катались по всему миру с телефонами, принимали звонки и звонили домой. Казалось бы, есть только такой способ. Можно еще отправлять SIM-карты партнерам. Но, понятно, они не будут работать себе в убыток и показывать плохие характеристики. Поэтому привычный для всех способ ручной оценки качества очень затратный, громоздкий и зачастую неадекватный.

Сегодня в мире созданы автоматические системы мониторинга качества. Одна из них — GlobalRoamer. В данной системе центральный сервер, обрабатывающий все запросы и оценивающий качество при помощи специального программного обеспечения, находится в Нюрнберге, Германия. Оборудование же для проведения тестирования качества связи установлено в 80 странах мира и работает в 230 сетях мобильной связи!

GlobalRoamer позволяет проверить, все ли службы доступны находящимся в роуминге по всему миру клиентам. С помощью технологии Keynote SIGOS SIM Multiplexing SIM карты виртуально передаются на удаленные испытательные станции во многие страны, где выполняется передача реальных голосовых вызовов, SMS и данных. Таким образом, можно быстро протестировать много профилей пользователей по всему миру без необходимости отправки даже одной SIM-карты в места удаленного тестирования.

Отчетность предоставляется в визуализированном виде. В случае же критического падения качества техперсоналу автоматически высылаются оповещения по e-mail для быстрого реагирования. Система позволяет тестировать все сервисы: голос, SMS, WAP, MMS, GPRS, данные, UMTS, HSDPA, качество речи.

В Украине первой компаний, подключившейся к GlobalRoamer, стала "МТС-Украина". Специалисты российской компании Bell Integrator разработали стратегию тестирования, в кратчайшие сроки развернули тестовую платформу и предложили методику тестирования услуг в роуминге. Так, сегодня проводится ежедневный мониторинг мобильных сервисов, анализ результатов тестов и формирование ежемесячных отчетов по результатам тестирования. Компания также осуществляет техническую экспертизу проблемных мест в работе сети и рекомендует действия по улучшению качества связи. Данный проект достаточно затратен, хотя компании и не назвали определенную сумму. Но в МТС считают, что затраты должны окупиться в течение трех лет, главное же — повышение лояльности абонентов.

На сегодняшний день постоянный мониторинг качества проводится в 20 странах, где наиболее часто бывают абоненты компании. Так, больше всего абонентов бывает в России - 40%. Далее по популярности роуминга идут Польша (6,3%), Турция (5,4 %), Венгрия (4,6 %) и Беларусь (4,5 %).

В других странах, которые не попали в двадцатку, тестирование будет проводиться по мере необходимости, например, перед началом туристического сезона или по факту обращения абонента. Также в список стран добавлен Китай, где будут проходить Летние Олимпийские игры, и ожидается большой наплыв туристов, в том числе и с Украины.

По итогам первого месяца работы системы получены первые результаты тестирования, которые выявили наличие проблемных сетей, где абоненты недополучают необходимое качество. Но в то же время результаты оказались преимущественно положительными.

Так, за месяц были проведены по 2400 в разных категориях — передачи голоса, SMS, MMS.

Исходящая голосовая связь

Исходящие SMS

Исходящие MMS

Они показали, что не всегда даже самые крупные операторы гарантируют хорошее качество. Так обескураживающими оказались результаты, что в сети швейцарского оператора нельзя было послать боле половины SMS, не удалось ни разу дозвониться (за месяц) в сетях двух операторов в Греции и Египте, при чем во втором случае имеем дело с глобальным брендом. Хотя здесь уже скорее дело в самой SIM-карте (копии), с которой звонили. То же самое относится и к отсыланию MMS. Если у оператора не удалось отослать ни одного сообщения, значит что-то не в порядке с настройками.

Качество голоса при исходящих звонках

Качество голоса при входящих звонках

Качество передачи речи тестировалось по методике MOS. Тестовый голосовой сигнал передавался через сервер на оборудование в сетях операторов-партнеров, далее при помощи ПО анализировался спектр исходящего и входящего сигналов на сервере. Соответствие сигналов оценивалось по пятибалльной шкале. Соотношение 2,7 считается хорошим, и в среднем по всем заявленным операторам уровень качества передачи речи превышает этот показатель. Низкие оценки оказались у одного крупного турецкого и египетского оператора. Как раз там, куда ездит на отдых масса украинских туристов. Поэтому в компании обещают работать с проблемными участками. Виктория Рубан, начальника отдела начальник отдела по связям с общественностью компании "МТС-Украина", отметила: "Это первый шаг. Мы рады, что начали это делать. Мы видим, где нам еще не хватает данных, например, что касается маршрутизации. И сейчас мы заказываем оборудование, которое позволит отслеживать маршрутизацию трафика. После длительного периода мы сможем глубже проанализировать проблемы и гарантировать качество нашим абонентам".

А это главное! Чтобы точно знал: куда бы ни поехал, связь не подведет.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи