Видео - самая естественная форма человеческого общения. Зрение играет в нашей жизни огромную роль. Только представьте себе, что вам придется провести всю жизнь с плотной повязкой на глазах. А ведь именно так работают телефон и, до некоторой степени, электронная почта. Конечно, e-mail и телефон - замечательные изобретения, позволяющие людям взаимодействовать, невзирая на географические расстояния. Но настало время для дальнейшего совершенствования средств связи. Исследования показывают, что невербальные методы коммуникаций: поднятая бровь, различные жесты, пожимание плечами, - дают собеседникам не менее 60 процентов информации. Подобные нюансы можно заметить только при личной встрече "глаза в глаза". Чтобы организовать подобные встречи в удаленном режиме, нужны видеотехнологии высокого качества. Такие технологии уже появились, так что сегодня интернет-коммуникации с поддержкой видео способны решить две сложные задачи, стоящие перед современным бизнесом.
Глобализация бизнеса повысила значение цифровых коммуникаций. Привычные средства связи, такие как телефон и электронная почта, помогают компаниям работать в глобальном масштабе, но не позволяют людям встречаться друг с другом. И вот впервые в истории человечества такая возможность появилась. Современные видеотехнологии помогают организовывать виртуальные встречи на любом расстоянии, обеспечивая более эффективное функционирование глобальных компаний.
Вторая проблема связана с командировками. Растущие цены на горючее съедают все большую часть корпоративного бюджета, а загрязнение окружающей среды самолетами и автомобилями вызвало серьезные изменения климата на нашей планете. Видео способно решить и эту проблему: технология Cisco TelePresence сокращает потребность в командировках, экономя немалые средства и спасая живую природу.
Интернет-технологии развиваются по одному и тому же образцу. Сначала они проникают в наши дома и семьи, а затем начинают менять характер деловых коммуникаций. Cошлюсь на примеры сотовой телефонии и сети Wi-Fi. Сначала люди стали пользоваться ими в частной жизни, а затем, естественно, захотели получить такие же функции на своих рабочих местах. То же самое теперь происходит с видео. Сегодня любой крупный новостной и информационный сайт имеет видеораздел, причем пользователям предлагается видео весьма высокого качества. В прошлом году количество видеоклипов, к которым пользователи получили доступ через Интернет, увеличилось на 60 процентов, и уже в январе этого года сайт YouTube посетили 258 млн человек, которые просмотрели 250 млрд минут видео. Таким образом, люди голосуют за видео щелчками своих мышек.
Динамика роста числа видеоклипов,
ежегодно просматриваемых интернет-пользователями в США
Следует признать, что в прошлом некоторые компании серьезно "обожглись" на видеотехнологиях. Системы видеоконференций и видеокоммуникаций предыдущего поколения заменить личные встречи не смогли: качество изображения было низким, а системы - весьма сложными в эксплуатации и дорогостоящими. В результате объем рынка видеоконференций достиг 1 млрд долларов, но коэффициент загрузки закупленных систем составил менее 6 процентов. Все остальное время системы видеоконференций простаивали, так что вложения в них оказались крайне неэффективными.
Между тем системы видеокоммуникаций должны быть такими же простыми в использовании, как телефон и электронная почта, а их качество должно быть приемлемым. Это значит, что с их помощью все органы чувств должны получать четкую и ясную информацию. В конце концов, говоря по телефону, мы ожидаем, что собеседник будет слышать нас так же, как если бы мы находились с ним в одной комнате. Сегодня, благодаря последним достижениям в области управления полосой пропускания и качеством передачи, а также благодаря более высокому разрешению, видео готово удовлетворить наше зрение так же, как телефон удовлетворяет наш слух. При этом нам не придется возиться со сложной техникой: техника сама сделает все, что нужно, чтобы сделать видеокоммуникации такими же эффективными, как личные встречи.
Впрочем, высокое качество видеоизображений - это только полдела. Нужно также решить, что делать с качественным видео. Есть много способов применения видео в бизнесе, но для каждого приложения нужны свои инструментальные средства, интерфейсы, поддерживающие технологии и другие системы, заставляющие видеорешение работать так, как того хочет заказчик. Ярким примером служит TelePresence. Большая часть этого продукта основана на технологиях, доступных всем остальным вендорам, но мы разработали несколько дополнительных компонентов и тесно интегрировали их друг с другом, чтобы обеспечить простоту использования и беспрепятственное взаимодействие. В результате получилось уникальное и весьма эффективное средство для проведения виртуальных встреч. Разработчики таких систем видеокоммуникаций, как TelePresence, должны помнить, что главное - в мелочах. Сперва необходимо понять специфику бизнеса, и только потом можно браться за создание системы для максимально эффективного решения соответствующих проблем.
У нас, в Cisco, двусторонний подход к видео. Во-первых, мы разрабатываем технологии и продукты, необходимые для строительства сетей, способных обеспечить полосу пропускания и качество передачи в полном соответствии с требованиями видеотехнологий. Без этой основы IP-видео просто не будет работать. Мы давно работаем в этой области. Лет восемь назад многие над нами смеялись, когда мы делились планами строительства флагманских маршрутизаторов CRS-1 для телекоммуникационных сетей. Нам говорили, что мы не сможем продать более десяти таких устройств: CRS-1 выглядел чересчур мощным для того времени. На это главный исполнительный директор Cisco Джон Чемберс отвечал, что мы разработали CRS-1 не для голоса и не для данных, а для видео, и сегодня мы видим, что видео буквально пожирает всю доступную полосу пропускания. А недавно мы разработали маршрутизаторы с самыми современными в мире микропроцессорами, которые в состоянии поддерживать сложнейшие услуги управления трафиком, передавая его с молниеносной скоростью. В то же время создаются сетевые продукты для домашних пользователей и малых предприятий, которые все чаще требуют поддержки видеокоммуникаций на работе и дома.
Кроме того, мы разрабатываем специализированные коммуникационные системы, использующие все преимущества современных сетей для передачи видеотрафика. В прошлом мы говорили: "Вот вам маршрутизатор, пара коммутаторов, система безопасности и несколько дополнительных устройств. Можете строить себе сеть". Но вся наша отрасль достигли такого уровня зрелости, который позволяет предлагать заказчикам не строительные блоки, а готовый дом. Видео - сложная технология, и заказчик не справится с ней самостоятельно, поэтому мы строим простые и удобные системы для разных типов бизнеса и коммуникационных задач. Но мы находимся в самом начале пути.
Сегодня мы делаем новые шаги в целях совершенствования видеокоммуникаций для бизнеса. Мы выпустили на рынок новую цифровую медиа-систему Cisco DMS для поддержки видео по требованию, прямых телетрансляций и цифровых рекламно-информационных панелей Digital Signage. Кроме того, мы построили новый маршрутизатор Cisco ISR для корпоративных отделений, который изначально поддерживает IP-систему видеонаблюдения. Мы также разработали новую консалтинговую программу Media Ready Network (сеть, готовая к медиа-услугам). В рамках этой программы мы поможем заказчикам правильно выбрать сетевую архитектуру, поделимся передовым опытом и предоставим иные услуги, чтобы подготовить сеть к поддержке видеокоммуникаций для бизнеса.
Трудные времена часто заставляют компанию менять методы работы. Видео - отличный пример дальновидных инвестиций в новые методы, дающие заказчику существенную экономию. По свидетельству заказчиков, видеосистемы окупаются очень быстро. Во многих случаях заказчик полностью возвращает вложенные средства через 12-18 месяцев. При этом, как уже говорилось, видеосвязь позволяет резко сократить командировочные расходы, которые во многих организациях достигли критического уровня. Помимо финансовой экономии, видеокоммуникации помогают компаниям лучше работать и эффективнее взаимодействовать с заказчиками, партнерами и собственными сотрудниками.
Одним из наиболее очевидных преимуществ IP-сетей считается гибкость. Вам не нужно вкладывать средства в изолированную технологию или видеосистему - вы приобретаете сеть. И если заказчик увидит, что IP-система видеонаблюдения не вполне соответствует его требованиям в сфере безопасности, он может использовать ту же сеть для маркетинга. Видеосистемы наблюдения могут перенацеливаться на выполнение других задач: мониторинг покупателей в торговых залах, оценку эффективности рекламных кампаний и скидок и т.д. Кроме того, продукты Cisco DMS можно использовать вместе с рекламно-информационными панелями Digital Signage для рекламы, обучения сотрудников, проведения корпоративных собраний и широковещательной передачи любого видеоконтента. Гибкость IP-сетей удваивает эффективность капиталовложений в видеотехнологии и ускоряет их окупаемость.
Видеотехнологии перестали быть уделом крупных корпораций. Так, например, Cisco предлагает все более широкий ассортимент видеопродуктов, удовлетворяющих любого заказчика - от крупнейшей мировой корпорации до домашнего офиса, в котором работает один человек. В начале 2008 года мы вывели на рынок персональную систему TelePresence по цене в 20 тысяч долларов США, которая отлично подходит для кабинета руководителя. Стоимость этого продукта намного ниже, чем у первых моделей TelePresence, разработанных для крупных корпораций и конференций с большим числом участников. В будущем стоимость видеотехнологий будет быстро падать, и я уверен, что со временем появятся системы TelePresence для домашних пользователей.
Видео - это и есть то самое "убойное приложение" (killer application) для корпоративных коммуникаций. Мы, разумеется, не забываем о новаторских разработках для голоса и данных, но именно видео сегодня находится на переднем крае развития сетей. Добавлю, что в настоящее время объем этого рынка оценивается в 50 млрд долларов.
Видеосистемы генерируют наиболее требовательный и сложный тип сетевого трафика. По нашим подсчетам, видеотрафик на порядок сложнее голосового. И, как мы уже видим, видео буквально пожирает всю доступную полосу пропускания. Так, объем трафика на часовой конференции TelePresence равен объему годового трафика в системе электронной почты.
Таким образом, создавая определенные трудности для корпоративных сетей и Интернета, видео стимулирует дальнейшие инвестиции в развитие сетей. К примеру, половина крупнейших банков мира уже внедряет системы Digital Signage, а рынок IP-систем видеонаблюдения на протяжении нескольких лет будет расти со скоростью 30 процентов в год, быстро заменяя устаревшие нестандартные аналоговые системы. Еще недавно мы наблюдали аналогичные процессы в области голоса и данных. Теперь настал черед видео.