Некоторые из самых крупных компаний в данной сфере бизнеса полагают, что это весьма плохие новости для них, и будущее не сулит ничего хорошего. Благородное негодование "старожилов" рынка вызывает коммерческий успех новой "породы" компьютеров, по причине их "скромной" цены, которая может угрожать финансовому благополучию производителей традиционных ПК, влияя и так на чересчур "тонкую прослойку" их прибыли.
Новые компьютеры, часто именуемые нетбуками (netbooks), имеют весьма скудную оперативную память, используют энергоэкономные компьютерные микросхемы и вовсе не блещут другими "крутыми" параметрами. Они предназначены в значительной степени для того, чтобы побродить по Всемирной паутине и проверить электронную почту. Короче, такие себе рабочие лошадки. Цена тоже не кусается — некоторые продаются, начиная с $300.
Компании, которые "замутили" новую категорию компьютеров, также достаточно небольшие и ранее звезд с неба не хватали. Пионерами тут стали Asus и Everex. Обе компании со славного острова Тайваня, неплохо известного в hi-tech мире.
Несмотря на осторожную и выжидательную позицию к этим новым девайсам, Dell и Acer, два из самых крупных производителей PC в мире, вовсе не собираются позволять "выскочкам" завладеть перспективным рынком. А Hewlett Packard, "самый-самый" крупный производитель ПК в мире, так и вовсе уже почти незаметно проскользнул на данный рынок с гибридом портативного компьютера (ноутбука) и нетбука, который он нарек "Мини-ноутом" (Mini-Note).
Несколько производителей пошли еще на шаг дальше, что касается сферы маломощных ПК. Ожидается, что уже в самые ближайшие месяцы они представят мировой общественности "нет-топы" (net-tops), "очень-очень" бюджетные версии десктопов, предназначенных, как вы правильно догадались, тоже преимущественно для доступа и работы в Интернете.
Ребята из старт-апа Силиконовой долины под названием CherryPal говорят, что брошен вызов идее, которая заключается в том, что в век Интернета требуется все большая мощность "на борту", дабы позволить пользователям беспрепятственно совершать "наикрутейшие" вычислительные функции. Вышеупомянутые стартаповцы пошли, как говорил дедушка Ленин, "другим путем". Они планируют представить десктоп стоимостью $300 размером книги в мягкой обложке и которому необходимо всего 2 ватта мощности. (Для сравнения: некоторые десктопы потребляют сотни ватт электроэнергии).
Эти стартаповые ребята хотят использовать преимущества наблюдаемой нынче тенденции и увлечения "(за)облачными вычислениями" (cloud computing), в которых данные управляются и хранятся на удаленных серверах, а не на физической машине.
Аналитики индустрии утверждают, что возникновение такого нового класса бюджетных, "облачно"-ориентированных машин может угрожать титанам типа Microsoft и Intel, HP и Dell, потому что эти гиганты построили свои компании (и, соответственно, свое финансовое благополучие) на предпосылке, понятии, что потребители хотят помощнее и побольше функций, встроенных в их следующий компьютер.
Некоторые из больших компьютерных компаний довольно благосклонно относятся к бюджетным машинам, отмечая, что они приветствуют все новое, и новый класс ПК только пойдет на пользу всем. Однако это до поры - до времени, пока не придет пора делиться прибылью с "малобюджетниками".
В целом же производители мощных компов разделились во мнениях. Одни не видят ничего плохого в "новорожденных" девайсах, другие же серьезно задумываются о том, что теперь многие покупатели озадачатся сакраментальным вопросом: "Зачем платить больше?".
Похоже, что серьезная конкурентная борьба не за горами. Тренд на бюджетные нетбуки — опасен для будущего производителей ПК. Так считает, в частности, компания Fujitsu, одна из десятки крупнейших производителей ПК в мире. Ведь речь идет не только о том, чтобы получить свой кусок рыночного пирога, необходимо пересматривать стратегии, по крайней мере, среднесрочного развития. Нельзя сидеть, сложа руки, такое может дорого обойтись тем, кто вовремя не среагирует на изменения. Нетбуки могут полностью изменить конфигурацию рынка. "Это такой продукт, границы которого размыты" - подчеркивает Пол Мур (Paul Moore), старший директор управления мобильными продуктами компании Fujitsu.
Стэн Глазгоу (Stan Glasgow), один из топ-менеджеров Sony Electronics, говорит: "Мы не собираемся конкурировать с Asus". Однако он уточняет, что его компания изучает вкусы потребителей и то, что они хотят видеть в своем втором ПК.
Да, у рынка свои законы, но неисповедимы не только пути Господни, но и потребителей тоже. Один из возмутителей спокойствия Asus, который вышел на рынок в прошлом году со своим Eee PC стоимостью всего $300, поначалу и сам не ожидал получившегося успеха и резонанса. Если честно, то компания поначалу предполагала, что ПК будет востребован на рынке образовательных устройств, как "облегченный" ПК для школьников либо же как начальный лэптоп для взрослых, однако интерес к этому устройству оказался намного шире.
С акцентом не на "бортовые" приложения (текстовой процессор и пр.), а на приложения, которые базируются в Интернете (типа Google Docs), Asus Eee PC с операционной системой Linux был буквально разметен в количестве 350 тысяч экземпляров. Наблюдались даже некоторые перебои в поставках. Не ударил в грязь фейсом и другой возмутитель спокойствия — Everex, также полностью распродавший свою первую партию — около 20 тысяч устройств — своего CloudBook по цене около $350.
Конечно, все эти продажи - лишь небольшая капелька по сравению с 271 млн десктопов и лептопов, поставленных потребителям всего мира в прошлом году. Однако лиха беда начало. Дебаты о том, насколько и как широко распространится по миру данная категория девайсов и какой именно сегмент рынка их востребует, начались и будут продолжаться в обозримом будущем.
Компания IDC, исследующая глобальный рынок ПК, предсказывает, что данная категория может вырасти с чуть менее 500 тысяч устройств в 2007 году до 9 миллионов в 2012 году, по мере того как рынок "вторых" компьютеров расширяется в развитых странах.
Еще больше оптимизма в своих прогнозах выплескивает Intel, полагающая, что к 2011 году рынок нетбуков составит 40 млн устройств в год. Вот почему, держа руку на пульсе, Intel уже сегодня начала производство маломощных чипов, которые будут использоваться в нетбуках и нет-топах.
Посредством своего нового чипа Atom Intel конкурирует с юными выскочками типа Via, тайваньской компанией, у которой есть аналогичный по параметрам чип, именуемый C7. Данный чип должен неплохо проявить себя именно в нетбуках. Он уже используется в моделях Everex и в Mini-Note от НР стоимостью в $500.
Уильям Калдер (William Calder), представитель Intel утверждает, что стоимость чипа Atom для производителей ПК составляет в районе $44 (для сравнения: современный навороченный чип тянет на $100). У.Калдер говорит, что руководство Intel считает рынок малобюджетных ПК слишком большим, чтобы от него отказываться, хотя он действительно представляет повышенную угрозу для более мощных и более выгодных продуктовых линеек.
Невольным участником процесса является и Microsoft. Хотя корпорация из Редмонда и зареклась уже продавать свою операционку Windows XP, она может сделать исключение для производителей этих самых малобюджетных лептопов и десктопов. Microsoft утверждает, что это был бы ее ответ на волну пользовательского интереса к малобюджетным машинам, однако некоторые производители этих самых машин говорят, что Microsoft сделает это неохотно и скрепя сердце, потому что она не хочет терять рыночную долю в пользу Linux.
Тим Баджарин (Tim Bajarin), аналитик консультационной компании Creative Strategies, говорит, что крупные компьютерные компании используют любой, даже небольшой шанс, чтобы удержаться на плаву.
"HP, Dell и другие производители ПК твердо знают, что если есть потребительский интерес, нельзя просто бездельничать и позволять кому-то другому уводить из-под носа вашу прибыль".
Hewlett-Packard полагает, что потребители хотят больше, чем просто мобильный Интернет-терминал. "Наши конкуренты доказали, что имеется довольно привлекательный и неплохой рынок" - признает Роберт Бейкер (Robert Baker), продакт-менеджер по ноутбукам компании Hewlett-Packard.
Dell еще не уточнил конкретику цен и характеристик своего входа на данный рынок, однако Майкл Тателман (Michael Tatelman), вице-президент по маркетингу компании Dell, полагает, что данная категория будет иметь ограниченный потребительский спрос. "Такие девайсы полезны для тех, кто едет в аэропорт, или для поездок в автобусе, но не годятся для более интенсивных вычислений. Это классно для 30-90 минут работы".
Резюмируя, можно сказать, что ситуация до боли знакомая. Возникает аналогия с автомобилями в тех же Соединенных Штатах. ...Конец 50-х — начало 60-х годов прошлого столетия, автомобильные корпорации приучили американцев не экономить на бензине, мощность двигателей просто зашкаливала, лимузины один другого длиннее и мощнее появлялись сначала на выставках и автошоу, потом на рынке и автострадах. И не мыслилось тогда, что где-то далеко, в Европе "имеют место быть" и малолитражки.