Каждый, кто чувствует в себе искру писательского таланта и желает поделиться им на весь мир или просто дать совет или выразить свое мнение, сегодня может легко это сделать с помощью Интернета. Для этого существуют всевозможные чаты и форумы, а в последнее время невероятную популярность получили и так называемые блоги - интернет-дневники. Как происходило развитие этого вида общения расскажет краткая история блогов.
1994 год. Студент Джастин Холл (Justin Hall) впервые начал вести дневник в Интернете. Иногда создателем первого блога называют известного программиста Дэйва Вайнера (Dave Winer), однако большинство исследователей не согласны с этим утверждением. Они утверждают, что блог Вайнера - Scripting News - впервые приобрел широкую известность у пользователей Интернета.
17 Декабря 1997 года. Рождение термина. Джорн Бэргер (Jorn Barger), создатель и редактор интернет-дневника Robot Wisdom, впервые использовал слово weblog. Оно было образовано из фразы logging the web (можно перевести, как "веду дневник в Сети") - глагол превратился в существительное.
Апрель-май 1999 года. Языковая реформа. Питер Мерхольц (Peter Merholz), создатель блога Peterme, разложил термин weblog на две части - we blog (можно перевести, как "мы ведем дневник"). На основе слова blog был образован и новый глагол - to blog, означающий "совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника".
Август 1999 года. Начало революции. Маленькая компьютерная компания Pyra Labs, базирующаяся в Сан-Франциско, создала портал Blogger. Это был первый бесплатный, общедоступный и крайне простой в использовании инструмент, который дал толчок созданию блогосферы.
Декабрь 1999 года. Расти Фостер (Rusty Foster) создал программное обеспечение Scoop, которое впервые было использовано на его сайте Kuro5hin. До этого, пользователи Интернета могли публиковать на чужих сайтах свои заметки, однако их (заметок) судьбу решала небольшая группа редакторов и администраторов. Scoop кардинально изменил эту схему: теперь пользователи могли модерировать комментарии самостоятельно. Сайт Kuro5hin был посвящен обсуждению проблем технологии и культуры. Он стал весьма заметным явлением, однако в 2002 году Фостер столкнулся с проблемой катастрофической нехватки денег, необходимых для поддержания сайта. Фостер обратился к пользователям за помощью и менее, чем за неделю собрал $37 тыс. Вероятно, это была первая в истории акция блоггеров по добровольному сбору средств на нужды их общего детища.
Сентябрь 2001 года. Блоггеры впервые превратились в источник информации для "больших" средств массовой информации. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели репортаж с места события о теракте 11 сентября 2001 года: они публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи и пр. На ряде факультетов журналистики американских университетов началось изучения феномена блогов.
2002 год. Первая война блогов. После вторжения в Ирак, многие американские военнослужащие создали свои дневники, в которых описывали перипетии военных действий. Аналогичные блоги создавали и иракцы (самым популярным из них, вероятно, стал блог Salam Paks). Военные блоги стали весьма популярными среди людей, интересующихся ходом боевых действий.
2004 год. Блогами занялись медийные компании. Компания Gawker Media создала блог Wonkette, который публикует слухи, получаемые из коридоров власти Вашингтона. Традиционные средства массовой информации - газеты, журналы, ТВ и радио - стали публиковать обзоры блогов и приглашать популярных блоггеров в качестве комментаторов. Словарь американского английского языка Webster впервые включил слово blog.
2005 год. Бизнес-журнал Fortune опубликовал имена восьми блоггеров, мнение которых мировое бизнес-сообщество не может игнорировать. Также отмечены первые случаи блог-увольнений. Компания Delta Air Lines уволила сотрудницу после того, как она поместила свою фотографию в форме на страницу своего дневника. Корпорация Microsoft уволила подрядчика, который поместил на свом блоге фотографии компьютера Apple G5 (не использует программное обеспечение Windows, производимое Microsoft).
2006 год. По оценкам Technorati, количество блогов удваивается каждые пять с половиной месяцев. Каждый день в Интернете появляется примерно 75 тыс. новых страниц интернет-дневников, то есть, в среднем, одна страница в секунду. Однако не более половины обновляют свои записи через три месяца с момента начала их ведения. Около 9% блогов создаются автоматически - в основном, это спам.
Столь быстрая популяризация интернет-дневников может объясняться тем, что это - достаточно эффективный и быстрый способ получения эксклюзивной и свежей информации. Блоги чаще всего являются авторскими материалами и в будущем не исключено создание электронной библиотеки блогов либо даже их печатных версий.
По материалам Washington ProFile.