15 декабря 2006, 9:56

Неандертальцы сходили с ума от голода

Самые жуткие сцены из жизни неандертальцев предстали перед учеными, которые занимаются раскопками в испанских пещерах Эль Сидрон и обнаруживают признаки жесточайшей борьбы за выживание.

Палеобиолог Антонио Росас, работающий в мадридском Национальном музее естественных наук, совместно с 17 своими коллегами изучил 43-тысячелетние остатки неандертальцев, найденных на севере Пиренейского полуострова, передает сайт Грани.

Изучение зубов восьми пещерных особей (найденных уже в нашем тысячелетии: это ребенок, юноша, двое подростков и четверо взрослых) позволило выявить так называемые линии гипоплазии (гипогенезии) - по этому признаку можно судить, что в процессе роста изучаемые индивидуумы сталкивались с периодами самой суровой голодовки (как во время отлучения от материнской груди, так и в отрочестве).

Ну а отметины, обнаруживаемые на ряде ископаемых костей, позволили заключить, что среди этого сообщества имели место быть случаи коллективного людоедства. Причем пожираемые тела расчленялись, ну а кости оказывались еще и расколоты - каннибалы стремились таким образом добраться до мякоти костного мозга.

"Симптомы людоедства могли бы рассказать нам что-то новое о духовной жизни неандертальцев", - считает Росас. В дальнейшем испанцы планируют каким-нибудь образом получить информацию о периодах, разделяющих разные эпизоды "пищевого стресса", и на основе всего этого понять, диктовались ли "приступы каннибализма" недостатком пищи или же это был все-таки общепринятый ритуал.

Кроме шокирующих исследований случаев каннибализма, группа Росаса занималась также не менее интересным сравнительным анализом североиспанских окаменелостей с находками неандертальцев в Южной Европе. Удалось выявить серьезные морфологические различия между отдельными расами (речь идет в первую очередь о лицевых костях черепа и челюстях).

Так, южане обладали гораздо более широкими скулами и более "плоскими" лицами, при этом череп северян был заметно более удлиненным. Эти наблюдения свидетельствует в пользу теории (появившейся в результате анализа митохондриальной ДНК), согласно которой различные неандертальские популяции отличались очень большим разнообразием. Все это, возможно, объясняется результатами действия различных экологических факторов, потому как изначально Homo neandertalis (как и люди впрочем - Homo sapiens) вышли все-таки из очень небольшой группы (несколько сотен особей).

Неандертальцы населяли Европу, часть Средней Азии и Ближнего Востока на протяжении примерно 170 тысяч лет, пока не вымерли полностью 28-30 тысяч лет назад.