Начиная с марта этого года, эксперты «Лаборатории Касперского» отмечают неуклонное снижение количества почтового мусора, что является, безусловно, положительной тенденцией. Июль не стал исключением, и доля спама снизилась до 71,8%.
На этом фоне неприятным сюрпризом прошедшего месяца стало резкое, в полтора раза, увеличение доли писем с вредоносными вложениями. Одним из примеров такого спама, который привлек внимание экспертов, стала рассылка, имитирующая уведомление о новой акции крупного купонного сервиса. Во вложении к письму находился zip-архив, содержащий вредоносную программу Trojan.Win32.Yakes.aigd. Все ссылки в таких сообщениях вели на сайт Groupon, на котором никаких опасных объектов не было. Очевидно, это был трюк, с помощью которого злоумышленники хотели заручиться доверием пользователя и сделать так, чтобы они открыли вложение.
В середине лета заметно увеличилось количество спам-писем, в которых используется тема экономического кризиса. На данный момент подавляющее большинство таких сообщений представляют собой рекламу различных семинаров для бухгалтеров и руководителей предприятий на тему антикризисного управления делами. Кроме этого спамеры пытаются привлечь внимание к тому или иному товару, предлагаемому по «антикризисной цене» — наиболее активно этот прием используется в рекламе реплик элитных товаров.
Сложной экономической ситуацией не прочь воспользоваться и мошенники. Уже сейчас в англоязычных спам-потоках отмечается необычно большое количество предложений сомнительного заработка. Схемы получения «быстрого кредита» фигурируют в мусорных письмах практически на всех европейских языках. Количество таких сообщений в ближайшие месяцы будет только увеличиваться, чему способствует растущий уровень безработицы в Европе.
Изменения коснулись тройки лидеров стран-распространителей спама в русскоязычном сегменте Интернета. Если первые две позиции остались неизменные и по-прежнему остаются за Индией (-3,5%) и Вьетнамом (+4%), то на третье место неожиданно поднялась Германия (+4,5%), ранее занимавшая 18-ю строчку. К счастью Украина в июле вновь не попала в двадцатку стран-распространителей спама.
В фокусе внимания фишеров все чаще оказываются социальные сети, на долю которых приходится теперь четверть всех фишинговых атак. При этом наибольшей популярностью у злоумышленников пользуется Facebook. В то же время количество инцидентов с финансовыми организациями, наоборот, идет на убыль. Так, например, доля фишинговых атак на интернет-магазины снизилась почти на 1% и составила 18,4%.
«В период летнего затишья заказов у спамеров меньше. Как следствие, они активнее распространяют спам в рамках партнерских программ, в том числе вредоносный. В связи с этим, а также под влиянием сложной экономической ситуации мусорный трафик становится все опаснее, – отмечает Мария Наместникова, старший спам-аналитик «Лаборатории Касперского». – Мы настоятельно советуем пользователям не открывать спам-письма. Эта рекомендация актуальна всегда, но именно сейчас на фоне очевидной тенденции к увеличению степени опасности почтового мусора к ней стоит отнестись с особой серьезностью».