Доля спама в мировом почтовом трафике в июне уменьшилась на 5% и составила к концу месяца 64,8%.
Несмотря на традиционный сезонный спад спамерской активности тематика рассылок в начале лета была весьма разнообразной и, как всегда, затрагивала наиболее актуальные мировые и региональные события.
Так, в преддверии Чемпионата мира по футболу мошенники пытались выманить у пользователей конфиденциальную банковскую информацию, завлекая их возможностью получить билеты на матчи, а также заработать деньги на ставках в онлайн-казино и на букмекерских площадках.
Помимо этого, сложной ситуацией в Украине вновь воспользовались «нигерийские» мошенники для выманивания денежных средств у доверчивых пользователей. На этот раз автор письма выдавал себя за личного помощника украинской женщины-политика, которая была среди первых погибших в результате столкновений в Киеве. Конечно же, погибшая оставила помощнику миллионы долларов, которые необходимо срочно перевести с Украины на счет заграничного получателя. За помощь и предоставление номера личного счета жертвы мошенники обещали вознаграждение и даже готовы были выделить некоторую сумму на издержки, которые могут возникнуть при переводе денег. Такая схема выманивания денег используется из года в год, меняются только легенды и сюжеты писем.
Особой популярностью в Рунете в июне пользовалась реклама различных сервисов быстрых свиданий (так называемых speed dating). В подобных сообщениях обычно указывались координаты мест проведения мероприятий, а также рекламировались клубы знакомств. В одной из спам-рассылок эксперты Kaspersky Lab даже обнаружили рекламу дейтингового спам-сервиса: спамеры предлагали услуги создания и раскрутки нового сайта знакомств с привлечением пользователей из многих стран.
Весомая доля спама в июне, разумеется, была посвящена летнему отдыху. Kaspersky Lab также зафиксировала увеличение числа мошеннических сообщений, подделывающих уведомления от имени различных сервисов бронирования, в том числе всемирно известных. Такие сообщения содержали не только фиктивные номера заказов или даты приезда/отъезда - в них также часто распространялась троянская программа Trojan-Spy.Win32.Ursnif, которая крадет конфиденциальные данные, способна отслеживать сетевой трафик, скачивать и запускать другие вредоносные программы, а также отключать некоторые системные приложения.
«Летом бизнес-активность снижается, и спамеры традиционно обращают свое взгляд на более «легкие» темы: праздники, отдых, знакомства. Внимание фишеров переключается с деловых и финансовых ресурсов на социальные сети: именно на эти веб-сайты доля фишинговых атак выросла заметнее всего по итогам июня - на 3,7%. Кроме того, именно летом в связи со снижением спроса на рекламу растет число сообщений с вредоносными вложениями, и тенденция криминализации спама становится более заметной», - поясняет Татьяна Щербакова, старший спам-аналитик Kaspersky Lab.