Европейский рынок мобильных игр переживает первый в своей истории спад – он происходит на фоне возрастающих вложений сетей в мобильное телевидение и цифровую музыку и борьбы операторов за абонентов.
Рынок объемом в $418 млн пока еще растет, но его динамика меньше, и ряд аналитиков прогнозируют снижение из-за проблем с расширением существующей аудитории. Операторы также усиливают давление на производителей игр, урезывая число издателей, с которыми работают, и требуя большего участия тех в маркетинговых расходах. Обе проблемы выбрасывают с рынка мелких игроков. Кроме того, их жизнь сильно осложняет растущее число моделей телефонов и растущие цены, что приводит к слияниям на рынке. Исследователи Informa прогнозируют ему рост в 53% за 2006 год – хороший показатель для многих секторов, но снижение для индустрии, которая только начинает развиваться и которая в 2004 и 2005 годах вырастала вдвое.
Но множество топ-менеджеров индустрии еще более осторожны, чем Informa, и самые амбициозные из них ограничиваются прогнозами 50% роста.
"Европейский рынок будет расти где-то на 30-40% - это цифры, которые мы слышим от операторов", - говорит глава по европейским операциям американской компании Digital Chocolate Илкка Паананен, сообщает сайт procontent.ru.
"Рынок мобильных игр – не устоявшийся рынок на спаде, - отмечает аналитик Informa Крис Коффман. - Это новый рынок, который сталкивается со все возрастающими сложностями при попытке стать массовым".
Долю от рыночного пирога мобильных игр могут отъесть другие объекты расходов потребителя – мобильное ТВ и мобильная музыка.
Так, недавно Nokia и Motorola договорились о совместной работе над оснащением их телефонов мобильным ТВ. Производители телефонов видят музыку как один из ключевых двигателей продаж новых телефонов: так они пытаются сохранить среднюю цену своих устройств несмотря на растущий спрос на дешевые телефоны на развивающихся рынках. Еще один повод для пессимизма в отношении перспектив роста европейских производителей игр – появление на этом рынке крупнейшего в мире издателя Electronic Arts, где ее доля оценивается примерно в 25%.
"Если раньше каждый стремился просто к росту, то сейчас речь уже идет о конкуренции", - говорит глава одной из производителей мобильных игр.
Кроме EA, основные игроки индустрии – частные Glu Mobile и Digital Chocolate, французский издатель Gameloft и американская компания THQ.
Замедлившийся рост характерен не только для Европы. Камар Ша, директор по маркетингу Nokia, говорит, что игры должны быть легче и доступней – только тогда рынок вырастет. "Рынок пока в зачаточном состоянии, - утверждает Ша. – Его нужно расширить от увлеченных игроков до широкой аудитории".
По некоторым данным, меньше 5% пользователей по всему миру когда-либо загружали игры. "Европа разделяет ряд проблем с другими регионами: это недостаток знаний потребителей и трудности при покупке игр", - говорит аналитик Informa Кофман. Производители игр говорят, что Европа с десятками ее операторов – более трудный рынок, чем США. Громоздкая инфраструктура для загрузки и биллинга контента также препятствует развитию рынка, хотя его рост все еще значителен. "Единственный рынок, где нет быстрого роста, - это Германия, - говорит Илкка Паананен из Digital Chocolate. – Операторы ждут, что он поднимется в этом году на 5-10%".