По прогнозам экспертов «Лизинг ИТ», в течение ближайших 5-ти лет продажи компьютеров только домохозяйствам в Украине достигнут 2 млн ед. в год, а с учетом корпоративных клиентов рынок составит не менее 3 млн ед.
При таком объеме запуск производственных мощностей ведущими производителями ИТ-техники в Украине вполне реален. Это характерно также для производителей бытовой техники и электроники.
Наиболее популярные модели компьютерной и бытовой техники выгодно производить непосредственно на территории рынка потребления. В докризисный период рынок стремительно рос и несколько иностранных компаний запустило свои производственные мощности в Украине (HP, концерн Merloni). Развивались и украинские сборщики ПК. Кризис и прекращение потребительского кредитования, повлекшее за собой значительное сокращение объемов потребления и продаж, заставили многие компании свернуть производства или приостановить планы по их запуску в Украине.
«Кризис, низкий уровень платежеспособного спроса и, как результат, резкое сокращение объемов продаж поспособствовали закрытию не только производителей, но и многих торговых сетей, занимавшихся продажей техники и ПК. Им на смену пришли интернет-магазины, впоследствии запустившие доступные предложения по рассрочке. И теперь ситуация на рынке изменилась», – комментирует генеральный директор компании «Лизинг ИТ» Дмитрий Богодухов. Интернет-продажи позволили сократить расходы на логистику и аренду торговых площадей, а запуск ими программ рассрочки в разы увеличил покупательский спрос и объемы продаж. «После кризиса потребность населения в ПК и бытовой технике осталась по-прежнему высокой, а финансовые возможности потребителей значительно снизились, и продажи магазинов упали. Рассрочка нужна не только покупателям, как способ приобретения товаров, но и производителям, как способ увеличения доли рынка», – отмечает Дмитрий Богодухов.
Благодаря программам рассрочки, развиваемым интернет-магазинами, платежеспособный спрос в скором времени может достигнуть того уровня, когда для иностранных производителей становится целесообразным размещать свои производства в Украине. В 2010 году о таком намерении уже заявляла Electrolux, а до этого производство в Украине запустил Whirlpool. При уровне продаж компьютерной техники в размере 2-3 млн ед. в год ее производство непосредственно на территории Украины может быть рентабельным. По словам г-на Богодухова, такой уровень может быть достигнут Украиной в течение ближайших 5 лет. «Если платежеспособный спрос продолжит увеличиваться за счет продаж в рассрочку, в течение ближайших пяти лет количество иностранных производств в Украине существенно возрастет. Это пойдет на пользу как потребителям, так и экономике страны в целом», – уверен Дмитрий Богодухов. За счет уменьшения затрат на транспортировку, таможенные пошлины и прочих расходов, связанных с импортом, снижается розничная цена товара. Необходимая техника становится более доступной для потребителей. А наличие иностранных производств внутри страны предоставляет новые рабочие места и доход в казну государства.
Вслед за открытием производств бытовой техники эксперты «Лизинг ИТ» ожидают повышения интереса к Украине, как к привлекательному рынку сбыта компьютерной техники. «В течение ближайших 10 лет мировые ИТ производители запустят свои предприятия на территории Украины», – прогнозирует Дмитрий Богодухов.