Вместо пролога
Об этом поистине масштабном событии уже говорилось немало. Многие СМИ проводили анализ возможных его последствий. В свою очередь эксперты делали попытки спрогнозировать как негативный, так и позитивный исход.
Но что же украинцы имеют сейчас? Новое название старого оператора и несколько новых интересных тарифных планов, главным образом созданных для "большой семьи" пользователей МТС. О качестве связи каждый решает для себя.
Давайте вернемся назад и посмотрим, с чего все начиналось.
Первые веяния
В 2006 году топ-менеджмент МТС пережил приход нового руководства, политика управления которого кардинально отличалась от проводимой ранее. Первым лицом компании стал Леонид Меламед – человек, в планах которого, как, оказалось, было, проведение решительных "реформ", намеченных на объединение сетей дочерних компаний в одну "глобальную" мегасеть.
Традиционно все большие бизнес-объединения принято проводить с "головы" индустрии. Не стало исключением и МТС. В прошлом году ребрендинг был проведен на сетях МТС России и Белоруссии. Чуть позже данное изменение коснулось сети Узбекистана, причем, как впоследствии говорилось, не без успеха для общего дела. Правда, о каких конкретно успехах шла речь, так никто конкретно и не смог поведать.
Украинский рынок, судя по всему, компания решила оставить в какой-то мере "на закуску". Здесь, надо сказать, процесс ребрендинга также усиливался сменой руководства. Завершив процесс ребрендинга на выше перечисленных рынках, перед тем, как начать процесс на украинском рынке, кстати, самом большом, после российского, совет директоров "Мобильных Телесистем", решил провести некоторые коррективы в топ-менеджменте компании "Украинская мобильная связь", назначив на должность генерального директора компании Павла Павловского (сейчас занимает одну из руководящих должностей в корпорации "Ситроникс"), – человека, который до этого успешно занимался ребрендингом в Узбекистане. После чего маховик был запущен.
"Представление", которого ждали месяцы
В конце второго квартала 2007 года, когда процесс "перевоплощения" UMC находился в самом разгаре, компания, очевидно, решила расставить некоторые точки над "и", созвав просто "громадную" по все параметрам пресс-конференцию. На ней руководство новоиспеченного бренда официально огласило новую "политику" компании и рассказало о ближайших планах "на жизнь", подчеркнув при этом, что с тарифной политикой будет проводиться активная работа по улучшению качества сети и обслуживания в целом. Тем не менее, смешно и грешно вспоминать, но во время своей вступительной речи господин Павловский не преминул возможности лишний раз напомнить о "качестве" сети компании, упомянув, за день до пресс-конференции на время была выведена из строя одна из базовых станций на Подоле. Впрочем, не думаю, что этому "событию" можно придавать особое значение, исходя из того, что такие случаи далеко не единичны.
Стоит ли считать данную пресс-конференцию официальным стартом ребрендинга? Пожалуй, стоит! Несмотря на то, что официальные лица компании отнекивались, говоря, что процесс идет уже давно, "громко" о нем начали говорить только после этого события.
"Открытость" действий
И по сей день открытым остается вопрос: "Зачем и для каких целей проводится ребрендинг"? По этому поводу уже было более чем предостаточно различного рода дискуссий, но все они так или иначе сводятся к одному – компания хочет устранить уже достаточно давно начавший отток абонентов и, конечно же, выйти в лидеры. Как один из оптимальных вариантов для оператора сегодня – заняться "усовершенствованием" своей сети, и, конечно же, разработать новый тариф под большую "семейную" сеть. Но если с последним в компании дела идут нормально, то вместо расширения сети приходится платить за ее сбои.
По словам экспертов, даже несмотря на определенные проблемы, сегодня все может в корне измениться, если компания начнет активно внедрять разработанную бизнес-программу. "Однако выйти в лидеры рынка, в ближайшие несколько лет компания вряд ли удастся", - об этом в интервью корреспонденту ITnews еще в самом начале ребрендинга говорил Алексей Данилин, тогда еще старший научный консультант IKS-Consulting. "Уж очень много было допущено ошибок менеджментом компании, - считает аналитик GFK-Ukraine Глеб Вышлинский, - потому успехи, о которых можно говорить, как о последствиях ребрендинга (новые тарифные планы, льготный роуминг с абонентами МТС по странам бывшего СНГ и т.д.) оказались затемнены не очень, скажем так, качественным сервисом". На фоне этого эксперт также делает вывод о том, что в ближайшее время говорить о том, что ребрендинг выведет оператора мобильной связи "МТС-Украина" в лидеры, нет никаких оснований.
Но даже на фоне такого положения дел у МТС ситуация для конкурентов второго эшелона Beeline и Life вряд ли кардинально изменится в позитивную сторону. И если первый, с подачи своего непосредственного "хозяина", компании "Вымпелком", то и дело совершает правильные "телодвижения", хотя и не без своих "но", то действия второго сегодня можно рассматривать как дестабилизирующие рынок. Практически не заботясь о развитии сети, как считают многие эксперты, оператор то и дело вводит какие-то акции, скидки и др. Достаточно вспомнить, как одно время проводились обмены сим-карт. Или на "замануху" для тех, кто купит новую премиум модель LG PRADA и получит на бонусный счет 2000 гривен. Конечно, в некотором плане все это похвально, но… выговорив эти деньги, нет никаких оснований говорить о том, что абонент захочет продолжать оставаться абонентом данного оператора, исходя из такого качества сервиса.
Одно время оператор UMC, или как теперь уже "МТС-Украина", сделал один очень знаменательный жест – просто взял и посчитал неактивные сим-карты. Я думаю, что разделю мнение многих потенциальных пользователей мобильной связи, если и другие операторы возьмут и обнародуют данные, сколько же все-таки у них активных абонентов, а не то, сколько они успели сделать сим-карт.
Официоз
В самой компании на вопрос корреспондента ITnews, о том, что же можно считать первыми достижениями ребрендинга, начальник отдела по связям с общественностью Виктория Рубан ответила так:
1) запуск новых тарифов, которые основаны на совершенно новом принципе для украинского рынка – чем больше говоришь, тем выгоднее становится общение;
2) запуск новых, уникальных для украинского рынка услуг – это сервис BlackBerry для корпоративных абонентов компании;
3) услуга МТС-Коннект – скоростной беспроводной доступ в Интернет, новые услуги для wap-портале компании – многопользовательские игры, легкие настройки, упрощенная система пополнения счета и многие другие (подробнее смотрите здесь).
Да, запущено много уникальных услуг, но остается открытым вопрос, как компания работает над улучшением GSM-покрытия.