Подобное положение в корне отличается от ситуации, имеющей место в Западной Европе, где опережающий рост доходов от VAS компенсирует падение доходов от голосовых услуг.
Согласно оценкам ComNews Research, объем доходов от VAS в 2007 году составил около 485 млн. долл., что всего на 13% больше, чем в предыдущем году. При чем из года в год темпы роста доходов от VAS снижаются, что идет вразрез с мнениями экспертов. Так, в 2006 году объем рынка увеличился на 37% по сравнению с предыдущим годом. Еще характерно, что в 2007 году доходы от VAS росли в два раза медленней, чем доходы от голосовых услуг.
Вследствие этого доля доходов от VAS в общей выручке операторов снизилась до 12%, а среднемесячный доход от VAS в расчете на одного абонента (VAS ARPU) – до 0,8 долл., что просто ничтожно мало. При этом VAS ARPU снизился на 14%, в то время как голосовой ARPU – всего на 5% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, стабилизация среднемесячного дохода на одного абонента сотовой связи, имевшая место в 2007 году, является исключительно результатом стимуляции голосового трафика.
Медленные темпы роста доходов от VAS аналитики обуславливают в первую очередь замедлением темпов роста абонентской базы. Так, темпы прироста абонентской базы в 2007 году существенно снизились по сравнению с предыдущими годами, когда происходило насыщение рынка. В 2007 году она выросла всего на 13%, в то время как 2006 — на 63,1%, а в 2005 — аж 117%!
Приходится констатировать, что в Украине не растет пользовательская аудитория, ориентированная на потребление контент-услуг. Прошло то время, когда абоненты качали тривиальные мелодии для мобильных телефонов. Сейчас все желающие пользуются MP3-мелодиями, сброшенными с компьютера или с телефона друга.
Негативный эффект на развитие услуг обмена текстовыми сообщениями, которые приносят свыше половины всех доходов от VAS, также оказывает низкая стоимость одной среднерасчетной минуты разговора (АРРМ). Сейчас зачастую звонить получается дешевле, чем посылать SMS. Поэтому операторы задумываются над тем, чтобы внедрять тарифные планы со специальными условиями на SMS.
По-прежнему, кроме отдельных предложений, не развивается "тяжелый" медиа-контент (видеоролики, мобильное телевидение) по причине низкого платежеспособного спроса и технологических ограничений для его распространения. Ведь "качать" мобильное ТВ весьма сложно на скоростях EDGE и тем более GPRS.
Поэтому 3G необходимо операторам как воздух, чтобы они могли предложить новые "тяжелые" услуги.