28 января 2008, 10:51

Гонка за абонентами: новый рубеж

Проникновение мобильной связи на конец 2007 года достигло в Украине нового рубежа — 120%. Это еще не предел, но уже за пределом здравого смысла

На 31 декабря насчитывалось, согласно исследованию iKS-Consulting, 55,58 млн. абонентов мобильной связи, что почти на 13% больше, чем было по итогам 2006 года. В то же время темпы прироста абонентской базы в 2007 году существенно снизились по сравнению с предыдущими годами, когда происходило насыщение рынка. Так, в 2006 году данный показатель составил 63,1%, а в 2005 — аж 117%!

Конечно, реально абонентами мобильной связи являются около 70% населения. Так, согласно исследования Центра социальной экспертизы, 58% населения пользуются одной SIM-картой, 7% - двумя SIM-картами, а еще около 2% - и вовсе тремя. В то же время 33% населения до сих пор вовсе обходятся без мобильной связи. Но количество абонентов определяется по наличию активных SIM-карт, и по этому показателю совокупная база всех сотовых операторов за 2007 год выросла на 6,38 миллионов человек, тогда как в течение 2006 года — на 19 миллионов.

Основную долю в подключениях обеспечили "Астелит" (ТМ life) — около 3,3 млн. абонентов (рост 59%), и "Киевстар", - почти 2,1 млн. абонентов (9,7%). "Астелиту" в 2007 году удалось выйти на положительную прибыльность, и оператор способен нарастить свою базу особенно после получения лицензии на связь третьего поколения (3G), поскольку оператор позиционирует себя как предоставляющий массу инновационных услуг. "Киевстару" удается оставаться "на вершине" благодаря взвешенной и довольно осторожной тарифной политике, а еще празднованию 10-летия и проведению массы мероприятий по этому поводу.

Абонентская база второго крупнейшего оператора "Украинская мобильная связь" (ТМ МТС) за прошедший год увеличилась на 1 тысячу абонентов, т.е. практически осталась на прежнем уровне (рост 0,01%). Аналитики iKS-Consulting объясняют такие результаты изменениями в руководстве компании, а также в политике учета активных абонентов. Начав предоставление услуг под брендом МТС, оператор задекларировал основной целью повышение лояльности абонентов.


1 - вместеGSM и CDMA

В 2007 году увеличилось число игроков на рынке мобильной связи, однако это практически не отразилось на общей абонентской базе. Поскольку, как и в позапрошлом году, более 99% рынка занимают четыре крупнейших GSM-оператора.

Однако стоит заметить, что в феврале сеть в коммерческую эксплуатацию запустили "Телесистемы Украины" под ТМ "Peoplenet". Компания имела лицензию на связь в стандарте CDMA в диапазоне 800 МГц и запустила свою 3G-сеть по технологии 3G 1xEV-DO. Сегодня сеть оператора покрывает 9 крупнейших городов Украины, хотя компания обещала покрыть к концу 2007 года все областные центры и основные автомобильные магистрали, но сбавила обороты. Среди всех CDMA-операторов Peoplenet идет на четвертом месте с 86,8 тыс. абонентов.

Лидирует среди них "Велтон.Телеком" (115,2 тыс.абонентов), за которым практически с тем же показателем следует ITC (TM CDMA-Ukraine). Кстати, ITC завершает сделку по покупке мобильного подразделения "Велтон.Телеком", так что общей базой они скоро оставят далеко позади всех CDMA-конкурентов. Их может настигнуть "Интертелеком", если приобретет "Телесистемы Украины", о которых говорилось выше. Слухи о возможной продаже ТСУ упорно ходят уже несколько месяцев. И национальный оператор из Одессы с приднестровскими корнями рассматривается кандидатом №1. Хотя и ТСУ тем временем купили еще одного оператора СST-Invest. Возможно, и ITC решит еще нарастить активы.

В гонку за абонентами вступил и "Укртелеком", который запустил сеть третьего поколения в стандарте UMTS/HSDPA. На конец года оператор успел подключить 8,5 тыс. абонентов. С такими темпами (а по идее они должны возрастать) оператор может к концу года также подключить до 150 тыс. абонентов и вмешаться в борьбе за первенство во втором эшелоне мобильных операторов. Еще больше на его деятельность может повлиять ускоренная продажа стратегическому иностранному инвестору.

При насыщении рынка в гонке за абонентами победит тот, кто предложит максимум услуг, включая скоростной интернет, по приемлемым ценам.

Оцените публикацию:
  • 0 оценок
Другие аналитические статьи