Пока сторонники ЖК-дисплеев и апологеты "плазмы" наносят словесные хуки и апперкоты в защиту "своих" технологий, собственные тропинки к потребителям протаптывают новые know how. В наш быт уверенно шагают лазеры. К привычным уже лазерным DVD-плеерам, принтерам и указкам скоро добавятся и лазерные телевизоры, угрожающие запросто "похоронить" и плазму, и ЖК.
Новые девайсы обещают быть крутого замеса: вдвое лучше по качеству, потреблять вчетверо меньше электроэнергии, и, что немаловажно, быть вдвое дешевле плазменных и жидкокристаллических панелей. Так, по предварительным оценкам, лазерные HD-телевизоры с диагональю около 60 дюймов при массовом выпуске могут стоить менее $1000. Новые телевизоры также в два раза легче и тоньше плазменных. Важнейшим конкурентным преимуществом лазерных ТВ станет не только ценовой фактор и экономичность эксплуатации, но и больший цветовой охват. Ведь сегодня плазменные и ЖК-телевизоры способны покрыть лишь 30-35% цветовой палитры, которую способен видеть человеческий глаз (ну, максимум, до 40%). По словам инженеров-создателей новой технологии, лазерный телевизор в состоянии продемонстрировать цветовой охват в 90%. Иными словами картинка может стать живой, как будто зритель смотрит в окно, а не на дисплей. Специалисты прогнозируют, что лазерные телевизоры оккупируют сегмент 40 дюймов и выше, в то время как телевизоры с меньшей диагональю по-прежнему будут верны ЖК-технологии. Однако помимо домашних телевизоров ожидается применение лазерной технологии в мобильных телефонах, проекторах и кинотеатрах. С помощью лазерного проектора вполне реально проецировать изображение на поверхность площадью несколько сотен квадратных метров, причем это не обязательно должен быть привычный экран, но и стены зданий или какие-то другие кривые поверхности. Лазерный луч в любой точке создает резкое, насыщенное и при этом яркое и контрастное изображение.
Активное внедрение началось в 2006 году, когда компания Mitsubishi анонсировала выпуск первого HDTV-телевизора, созданного с применением технологии цветных лазеров. Лазерный телевизор от Mitsubishi базируется на технологии цифровой обработки света (digital light processing), разработанной компанией Texas Instruments. Устройство использует красные, зеленые и голубые лазеры для вывода необычайно яркого и контрастного изображения на экран (яркость 500 кд/м2 и разрешение 1080p). Сердце радуется еще и потому, что срок службы лазеров практически неограничен. Кроме того, лазеры не "светят" постоянно, а включаются по мере необходимости, что экономит энергопотребление и добавляет долговечности аппарату. А еще преимущество лазерных телевизоров перед плазменными заключается в том, что в последних возникают проблемы с передачей оттенков черного. В лазерном же телеприемнике данная проблема решена по-японски просто – когда нужно выдать на экран черный, все лазеры отключаются.
Стоит отметить, что сама по себе идея использования лазеров в производстве телеприемников не нова, однако широкое распространение этой технологии и удешевление производства таких устройств до уровня, приемлемого для рядового потребителя, прогнозировалось не ранее чем через 2-3 года.
Вплотную разработкой лазерных телевизоров занимается коллектив в составе американской компании Novalux Inc.и австралийской Arasor International, а воплощает в жизнь лазерные идеи небезызвестная компания Mitsubishi.
Однако ей на пятки наступает монстр Sony, также уже "засветивший" на выставках бытовой электроники ряд моделей лазерных телевизоров собственного производства. Так, на выставке CES 2007 Sony уже демонстрировала прототип лазерного телевизора. Устройство поддерживало разрешение 1920 х 1080 пикселей и имело диагональ 55 дюймов при толщине корпуса около 27 см.
Суть лазерной технологии заключается в следующем. В лазерном телевизоре применяется технология цифровой обработки света (DLP) аналогично DLP-видеопроекторам. Изображение формируется с помощью трёх лазерных лучей красного, зелёного и синего цветов, а также матрицы микроскопических зеркал DMD с высоким коэффициентом отражения. Габариты одного такого зеркала не превышают одной пятой толщины человеческого волоса. Под действием электрического поля зеркала, каждое из которых крепится к специальной жесткой подложке, быстро переключаются из одного положения в другое и проецируют изображение с помощью лазерных лучей на экран.
Попытки использовать лазер для ТВ начались еще в 60-х годах прошлого века. Непреодолимое желание сделать "лазерный телевизор" объясняется тем, что такой ТВ имеет одно принципиальное преимущество по сравнению с любыми другими — абсолютную чистоту цветов, или по-другому, полную насыщенность и "глубину" цветов. Это обстоятельство сразу же делает лазерное ТВ-изображение чрезвычайно красивым и запоминающимся, что и было впервые продемонстрировано еще в 1970 году на выставке в Осаке.
После успешной демонстрации работающих прототипов на международных выставках планировалось в течение 12-18 месяцев наладить массовое производство и уже на Рождество 2007 года порадовать потребителей новыми девайсами. Однако не сложилось. До сих пор.
Представители компаний, производящих компоненты для телевизоров нового поколения, сообщили, что выпуск устройств задерживается, однако не уточнили причину и не назвали новую дату. Очевидно, дабы подогреть интерес общественности, в январе 2008 года компания Mitsubishi Digital Electronics America представила на выставке бытовой электроники CES-2008 в Лас-Вегасе крупноформатный (65 дюймов) лазерный телевизор LaserTV, обещая выпустить его на прилавки позднее в нынешнем году. Однако самые последние сведения из "хорошо информированных источников" свидетельствуют, что дебют лазерных телевизоров для потребителей отложен до 2009 года.