Человечество уже давно и необратимо "подсело" на "ящик", который в последние два десятка лет трансформировался в "панели" - плазменные("плазма" и жидкокристаллические (ЖК, они же LCD), о которых и пойдет речь.
За последние 75 лет практически ничего не менялось в производстве телевизоров, подавляющее большинство которых выпускалось на базе одной технологии, т. н. электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). В концу прошлого столетия "нарисовалась" альтернативная технология — плоскопанельный плазменный дисплей (ППД). Такие телевизоры имеют большие и широкие экраны (от 32 дюймов и выше), при этом ППД всего около 15 см. в толщину. Для домашнего просмотра совершеннее плоских панелей сегодня ничего не придумано. Они тонкие и легкие, поддерживают высокие разрешения вплоть до HDTV (ТВ высокой четкости). В массе своей у них такие "диагонали", что, установив плоскую панель на стену, можно сэкономить изрядные средства на огромном куске обоев. :-) Иными словами, "плазма" и LCD – на сегодня это лучшее, что можно купить за кусочки бумаги с водяными знаками.
Немного истории
Первая коммерческая плазменная модель появилась на мировом рынке в начале 1990-х годов. Компания Fujitsu создала дисплей с диагональю экрана 21 дюйм. А первый портативный компьютер с ЖК-дисплеем был выпущен компанией NEC в 1986 году. В 1995 году диагональ ЖК-панелей превысила 28 дюймов (71 см). С тех пор и началось соперничество двух технологий, которое, как и всякая другая конкуренция, лишь на руку потребителям, выбирающим получше и качественнее и не желающим платить больше.
Из личных впечатлений: я был поражен, увидев первый раз в жизни "плазму" в киевском магазине. Впечатляли и размер (экран больше метра!), и цена (100 000 у.е.!) — исключительно для обитальцев "хатынок" в Конче-Заспе.
Однако с тех пор немало воды утекло, и теперь полки супермаркетов электроники просто ломятся от обилия красивых и изящных "панелей", которые нередко даже в состоянии "Выкл." приятно радуют глаз своим совершенством линий и изысканным дизайном, а при "Вкл." - сердце замирает от восторга. (Хотя в магазинах преимущественно "крутят" демонстрационные клипы высокого качества, ничего общего с эфирным ТВ не имеющие)
Цена за эти годы подупала не в разы, а в десятки раз (за пару "штук" в эквиваленте национальной валюты, можно купить такое, что "мама с папой плакали навзрыд"), и теперь на покупателей ЭЛТ-телевизоров смотрят в лучшем случае с сожалением, как на "лузеров", не сумевших схватить за хвост Птицу Счастья, или "плюшкиных" (из тех, кто из суровой экономии даже туалетную бумагу дважды использует).
Сложность выбора
"Виннеры" же озабочены тем, что выбрать: "плазму" или ЖК. Покупка дорогого телевизора – довольно ответственный шаг, поэтому, если вы решили отдать честно заработанные и пропитанные трудовым офисным потом за современный аппарат, лучше отдать их сознательно, тщательно взвесив все "за" и "против". Надо сказать, что проблема до боли знакомая — сам недавно стоял перед данной дилеммой: "бродил" в интернете, изучал, сравнивал, сопоставлял единолично, советовался с друзьями, родными и близкими, консультировался с продавцами. В результате — купил! ЖК-панель, 40 дюймов, Samsung. А теперь позвольте доходчиво объяснить и аргументировать свой выбор.
Почему 40 дюймов (или 1 метр с копейками, по-нашему)? Отвечаю. Специалисты рекомендуют, чтобы при просмотре телепередач соблюдалось оптимальное соотношение 1:5 (1 — диагональ экрана, 5 — расстояние до любимого дивана). Если ваша квартира, мягко выражаясь "малогабаритная" и не изуродована лишними квадратными метрами, смело руководствуйтесь данной формулой. Поверьте, 50-дюймовая диагональ в "хрущевке" смотрится, как слон в посудной лавке. Хотя все, как говорится, на любителя.
Почему Samsung? После "двойки" (ТВ+видео) Aiwa (14 дюймов), и двух телевизоров Sony (21’ и 29’) я пришел к выводу, что перед каждой большой и весомой для семейного бюджета покупкой целесообразно задавать сакраментальный вопрос: "Зачем платить больше?" Не секрет, что приобретая любое брендовое изделие, мы платим не только за само изделие, но и просто за бренд, громкое имя. Конечно, Sony – пока! - "громче", чем Samsung. Но "сэкономленные деньги — заработанные деньги", и на них можно приобрести еще, скажем, DVD-плеер с караоке, а не отдавать кровно заработанные на финансирование новых разработок трудолюбивых японцев. Хотя абсолютно не исключается, что есть и такие "крутые перцы", которые за бренд могут костьми лечь.
И, наконец, почему все же ЖК-панель, а не плазма? Размышлений перед покупкой было предостаточно. Объяснение таково. Телевизор приобретался с прицелом на "завтра" (ТВ высокой четкости), а краткий экскурс в историю показывает, что плазма родилась раньше, значит у нее и умереть раньше шансов больше. Кроме того, у ЖК-панели меньше энергопотребление, она не греется (вентиляторы не шумят по причине их полного отсутствия); она значительно легче по весу, стало быть ее удобнее крепить на стене. Помимо прямого предназначения — ТВ — жидкокристаллический телевизор с успехом выполняет функции компьютерного монитора (есть специальный разъем! Присоединил соответствующий кабель и натруженные за день глаза "наслаждаются" таблицами Excel).
Человеку с нормальным цветовосприятием обычно вполне хватает даже средних показателей в настройках что "плазмы", что ЖК, поэтому всякие "крутые" цифры типа 10000:1 оставим для особо впечатлительных натур.
Еще один из основных показателей – это угол обзора. На сегодня и у "плазмы", и у ЖК заявленные углы обзора нередко достигают 178 градусов. (Хотя весьма трудно себе представить гипотетического зрителя, усевшегося в ожидании любимого фильма совсем сбоку от телевизора). В сущности, все технические параметры в большинстве случаев избыточны и расчитаны на маркетинговые уловки типа "а у нас чернота чернее всех чернот. Вот!"
Время отклика
Для "плазмы" такой проблемы "вааще" не существует. Время обновления экрана ППД сравнимо с непревзойденными до сих пор ЭЛТ-телевизорами и критике не подлежит. Ранее ЖК-панели проигрывали по этому показателю. Иногда за динамичными сценами (несущийся болид Формулы-1 с М.Шумахером за "баранкой") тянулись "шлейфы", "тени" и пр., что было связано с "запаздыванием" электроники телевизора. Современные ЖК-панели излечились от данного недуга и обеспечивают зрителям со стандартным визуальным восприятием комфортный просмотр.
Козырем против "плазмы" долгое время было "выгорание экрана" (появление неисчезающих теней при длительном просмотре статичных изображений: заставки, рабочий стол ПК, фон в видеоиграх), но сейчас и этого удается избегать, так что в целом ситуация приблизительно равная, сколько бы копий (или копьев?) ни ломали отчаянные сторонники ППД и ярые приверженцы ЖК (оно же LCD). Несмотря на разные принципы работы, в гонке технологий LCD и плазменные панели идут "ноздря в ноздрю". К техническим параметрам относиться надо разумно, памятуя про наш исторический "хомосапиенсизм". Гонку за наивысшими показателями яркости (которая уже достигает 550 кд/м ²), контрастности (10000:1+), наращиванию новых миллиардов оттенков цветов, которые человеческий глаз и воспринять-то не может, оставим на совести маркетологов, как прием воздействия на подсознание наивных покупателей, восхищенно цокающих языком и непроизвольно тянущихся к своим бумажникам, услышав, например, что срок службы "плазмы" "всего" 40000 часов, тогда как ЖК "тянет" на все 60000. Родные!!! Прикиньте сами. Будете ли вы смотреть по 15 часов в день ток-шоу, мыльные сериалы и рекламу, рекламу, рекламу в течение 20 или 30 лет? Так что не смешите мои тапочки! Помните о прогрессе и моральном устаревании девайсов. Прогресс не спит и наступает на пятки! Съем на спор вашу шляпу, если вы будете долгих 30 лет смотреть один и тот же телевизор. Уже совсем новые технологии на подходе, более того, запускаются в производство. OLED, например. Или лазерные телевизоры.
Информация к размышлению
Одной из первых компаний, отказавшихся от производства плазменных панелей в пользу ЖК, была японская Sony. За ней последовала и тайваньская Chunghwa Picture Tubes (CPT).
ЖК и "плазмой" одновременно занимаются южнокорейские Samsung Electronics, LG Electronics, Hitachi, а также японская Matsushita. Самые большие инвестиции в технологию производства плазменных телевизоров делает Matsushita (торговая марка Panasonic), считающая, что ЖК-дисплеи, спору нет, хороши для кухни, но для зала-гостинной просто необходима "плазма". Компания просто вынуждена утверждать такое, дабы "отбить" свои многомиллардные инвестиции именно в ППД.
Если уже строго говорить, по "гамбургскому счету" (просьба не путать с "гамбургерским" из Макдональдса!), то все панели – и "плазма" и ЖК – для нашего эфирного и кабельного телевидения – это словно "порше турбо" на проселочной дороге. Конечно, "крррасиво", престижно, но не более того. Полностью же все возможности панелей (обеих категорий) раскроются, когда у нас будет настоящее цифровое телевидение высокой четкости (а оно грозится быть хотя бы к Евро-2012, если само Евро у нас не отберут!)
А пока смотрим DVD, поем под видеокараоке и ловим спутниковые каналы. HDTV – это супер!