Красивым человек считает то, что легко воспринимает. Секрет красоты раскрыли американские и новозеландские ученые.
Проведенные эксперименты показали, что человек считает лицо или предмет более или менее красивым в зависимости от того, насколько быстро мозг способен обработать данное изображение. Таким образом, самыми красивыми нам кажутся наиболее "усредненные" и узнаваемые образы. Эти образы наиболее близки к "прототипам", которые существуют в мозгу, поэтому их легко воспринимать.
Феномен "усредненности красоты" был обнаружен учеными еще в конце XIX века, когда соответствующий опыт в 1890-х годах поставила Джудит Лэнглуа из Техасского университета в Остине. Как сообщает Газета.Ру , проявляется он не только в отношении человеческих лиц. Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему, и тогда, когда речь идет о собаках, птицах, машинах и даже о наручных часах.
Феномен "усредненности красоты" пытались объяснить с точки зрения эволюции и полового отбора. Как и симметрия (другой показатель привлекательности), "усредненность" может говорить о хорошем здоровье потенциального полового партнера. Пример: слишком выпуклые глаза - признак заболевания. Подобное объяснение кажется правдоподобным, когда речь идет о человеческих лицах, но его нельзя применить к неодушевленным предметам и животным, которые не имеют никакого отношения к половому отбору.
Петр Винкельман из Калифорнийского университета в Сан-Диего и его коллеги решили найти более общий механизм привлекательности. Хорошо известно, что изображения, близкие к "прототипам", кажутся наиболее привлекательными и обрабатываются мозгом быстрее всего (это было доказано в экспериментах, когда людей просили классифицировать изображенный предмет и засекали скорость). Ученые рискнули предположить, что "усредненные" образы кажутся привлекательными именно из-за того, что мозгу легко их обрабатывать.
"Участники эксперимента быстрее классифицировали предметы и считали их более красивыми, когда изображения были наиболее близки к "прототипам". Чем быстрее человек классифицирует предмет, тем более красивым он кажется", - отмечают исследователи.
"Скорее всего, в мозгу нет никакого встроенного "счетчика", определяющего ценность потенциального партнера или чего-то в этом роде. Механизм гораздо проще: чем легче обработать информацию об объекте, тем красивее он кажется. Стремление мозга к экономии энергии объясняет культурные и исторические отличия в восприятии красоты. Человеку кажется красивым то, что более привычно и, то, что легче воспринимается", - говорит Винкельман.