Подразделения и сотрудники органов внутренних дел, которые пользуются услугами мобильной связи разных операторов, должны до 12 октября перейти на обслуживание в ООО "Украинские новейшие телекоммуникации".
Об этом говорится в распоряжении заместителя министра внутренних дел Александра Новикова "О сокращении затрат на мобильную связь", изданном им в начале сентября.
По странному стечению обстоятельств, компания "Украинские новейшие телекоммуникации", названная в распоряжении «единственным на Украине официальным провайдером оператора мобильной связи "УМС", упоминалась, в частности, в открытом письме директора Института информационного общества Олега Шевчука.
Как сообщалось в письме, Национальная комиссия регулирования связи вне конкурса выдала дефицитные радиочастоты в диапазоне 5,76-5,82 ГГц.
Данное решение замминистра МВД вызывает ряд вопросов. Во-первых, проводился ли в министерстве тендер на закупку услуг мобильной связи и выигрывала ли его компания «Украинские новейшие телекоммуникации»? В департаментах ресурсного обеспечения и финансовых ресурсов и экономики о таком тендере не слышали.
Во-вторых, заместитель министра внутренних дел Александр Новиков, подписавший распоряжение, курирует совершенно другое направление работы: департаменты по работе с кадрами и внутренней безопасности, а также профильные учебные заведения. И по должностным обязанностям не имеет никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности министерства, которую курирует другой замминистра — Лидия Поречкина.
До сегодняшнего дня МВД Украины обслуживалось в качестве корпоративного абонента как в "УМС", так и в "Киевстаре". Однако далеко не все сотрудники министерства, особенно рядовые милиционеры, имели телефоны, подключенные к этим корпорациям. Многие пользуются личными телефонами. Причем, как утверждают злые языки, платят за них не всегда сами. У милицейских начальников, начиная от среднего звена, часто — по два мобильных телефона; один корпоративный, другой — "личный". Тарифные планы, по которым обслуживаются работники МВД — стандартные для операторов, из числа корпоративных.
Общее число мобильных абонентов в органах внутренних дел является информацией для служебного пользования. Однако сегодня нет милиционера, у которого не было бы мобильного телефона. А у многих их по два. То есть, можно предположить, что, поскольку в МВД работают около 400 тыс. человек, то абонентов мобильной связи в органах до 800 тыс.
Новым порядком предоставления услуг мобильной связи рекомендовано подключение к "Украинским новейшим телекоммуникациям" родственников и членов семей сотрудников органов внутренних дел, которые, соответственно, смогут разговаривать между собой по корпоративным тарифам. Для этого ответственный за связь в том или ином подразделении МВД должен направить в "УНТ" ходатайство со списком таких лиц и их паспортными данными.
Естественно, "Украинские новейшие телекоммуникации" заработают на этом проекте не только за счет комиссионных, полученных от "УМС" за подключение столь значительной по объемам корпорации. Являясь оптовым поставщиком услуг, компания платит в Пенсионный фонд не 7,5% от объема услуг, как конечные пользователи мобильной связи, а 5%. То есть, на ее счетах будет оседать 2,5% от сумм, перечисленных МВД за мобильную связь.
Как же получилось так, что без всякого тендера между МВД и единственным мобильным оператором затесался посредник? Ответ на этот вопрос нужно искать у заместителя министра, подписавшего это распоряжение, Александра Новикова. Новиков – не кадровый милиционер, а юрист. В середине 90-х работал в Администрации Президента, был народным депутатом 2-го созыва. В АП работал вместе с Андреем Деркачем и Сергеем Хоровским (нынешний начальник Департамента внутренней безопасности МВД). В милицию он пришел благодаря личным связям с семьей Президента. Там ему был поручен департамент внутренней безопасности, и даны чрезвычайные полномочия по реализации компромата на высокопоставленных сотрудников милиции. В результате Новиков стал одним из влиятельнейших руководителей министерства и дорос до замминистра. Его считают доверенным лицом Юрия Луценко.
И, наконец, об "Украинских новейших телекоммуникациях". Компания зарегистрирована в сентябре минувшего года в Киеве. Учредители — два физических лица, одно из которых прописано в городе Ровно.
Осенью минувшего года компания подала в НКРС заявку на лицензию на радиочастоты в диапазоне 5,76-5,82 ГГц. Лицензия была выдана в начале июня текущего года на устаревшую технологию радиорелейной связи. Несмотря на то, что принятый в начале июня План использования радиочастот отводит диапазон 5,47-5,85 ГГц для перспективных радиотехнологий широкополосной передачи даннных WiMAX. И несмотря на то, что заявку на этот диапазон подавали и другие компании, например «Пан Телеком», оспаривающий сегодня в суде невыдачу ему лицензии. По этому поводу в телекоммуникационных кругах вспыхнул настоящий скандал – операторы обвинили НКРС в выдаче дешевых лицензий на дефицитные частоты «своим фирмам». Чтобы потом продавать эти фирмы и переоформлять имеющиеся у них лицензии на частоты на более современные технологии.
Остается лишь один вопрос: зачем руководству МВД нужно было приводить в министерство «свою» фирму, да еще с такими нарушениями, если очевидно, что Юрий Луценко может скоро покинуть свой пост? А его преемник, естественно, изменит порядок расчетов с мобильными операторами? Получается, что или те, кто стоит за фирмой, удовлетворяться «сухим остатком» от одного двух месяцев совместной работы. Или же Луценко знает, что в своем кресле сидит всерьез и надолго…