16 октября 2006, 10:45

Американские ученые поправили самые точные часы

Сотрудники университета Невады в Рино Андрей Деревянко (Andrei Derevianko), Кайл Белой (Kyle Beloy) и Ульяна Сафронова (Ulyana Safronova) опубликовали в журнале Physical Review Letters результаты своих теоретических изысканий, приводящих к практическому увеличению точности атомных часов, сообщает Lenta.

Работа, на которую ученые затратили шесть месяцев, позволяет выделять и объяснять значительную часть отклонений в показаниях атомных часов. В результате, ошибка в определении времени при помощи этого прибора уменьшается на 98 процентов.

Особая важность достижения группы Деревянко в том, что точность измерения времени повышается не за счет приборостроительных достижений, а в результате расчетов, проводимых с применением высокопроизводительных ЭВМ.

Американские специалисты бросили свои усилия на повышение точности атомных часов в ответ на продемонстрированные в 2004 году итальянскими исследователями свидетельства менее точной, чем ожидалось, работы этих устройств. Результаты итальянцев поставили под сомнение теоретическую базу, лежащую в основе конструирования атомных часов.

Атомные часы используют для измерения времени атомы различных элементов, излучение которых имеет строго фиксированную частоту. Лазерный луч можно калибровать таким образом, чтобы его частота совпала с частотой данного атома. Синхронизированный таким образом лазер используется для точного измерения времени.

Чем лучше работают имеющиеся в нашем распоряжении атомные часы, тем большей точности достигают спутниковые технологии, в частности, обеспечивающие функционирование систем глобального позиционирования на Земле и исследования в области небесной механики. Более того, совершенствование устройств измерения времени позволяет приблизиться к решению вопроса о неизменности физических констант