Британские и американские специалисты представили миру созданный ими проект самолета SAX-40, который способен не только резко снизить влияние гражданской авиации на климатические перемены, но и летать практически бесшумно.
Как сообщает РБК-Украина, лайнер, придуманный командой Кембриджского университета и Массачусетского технологического института, радикально отличается от ныне существующих своей формой.
Официально эта концепция известна как Blended Wing Body, что в свободном переводе может звучать как "фюзеляж с вживленными крыльями". Бесхвостая фигура новой машины напоминает очертаниями летучую мышь.
Но важнее то, что SAX-40 использует топливо на 35% более эффективно, чем самый экономичный из ныне существующих авиалайнеров. Цена на нефть, конечно, уже опустилась с отметки в 78 долл. за баррель, на которой находилась несколько месяцев назад, но вряд ли топливо радикально подешевеет в обозримом будущем. Экономичность - один из весьма значимых факторов в бухгалтерии любой авиакомпании.
Правда, все это вовсе не означает того, что новый самолет, макет которого выставлен в Королевском обществе аэронавтики в Лондоне, когда-нибудь будет построен на самом деле.
С первого полета "Боинга-707" в 1957 г., который ознаменовал собой начало реактивной эры в коммерческой авиации, внешний вид самолетов изменился очень мало. Они и сегодня состоят из сигарообразного фюзеляжа и двух как бы оттянутых назад крыльев с подвешенными к ним двигателями. Делая фюзеляж сигарообразным, авиастроители могут легко строить целое семейство более или менее крупных самолетов, многие комплектующие в которых абсолютно взаимозаменяемы. А когда двигатели подвешены к крыльям, они легки в обслуживании или в модификации, которую обычно осуществляют по достижении самолетом половины отведенного ему 30-летнего срока службы.
Однако на фоне опасений относительно глобального потепления мы все же можем дождаться радикального сдвига в авиастроении. Этот сценарий представляется более вероятным, если авиакомпаниям придется платить "зеленые" налоги за те тепличные газы, которые выбрасывают в атмосферу их самолеты.
Но даже при таком развитии событий не стоит ждать, что уже вскоре небо заполнится лайнерами, совершенно не похожими на нынешние. Когда авиакомпания покупает новый самолет, ей приходится эксплуатировать его не одно десятилетие, чтобы он окупился. А это значит, что даже, если производители и одобрят новый дизайн, то на борт самолета вроде SAX-40 возможно поднятся в лучшем случае в 2030 году.