Музыкальные издатели, звукозаписывающие лейблы и онлайновые музыкальные сервисы возобновили спор о том, сколько должны получать издательства и авторы песен за свою музыку.
Иск отличается от традиционных ссор из-за денег, которые обычно возникают между крупными звукозаписывающими студиями и медийными компаниями. Отличие состоит в том, что музыкальная индустрия разделилась на два новых лагеря: лейблы и онлайновые сервисы против издателей и авторов песен. Предмет спора - так называемые "механические авторские гонорары", то есть, платежи авторам и издателям песен, которые отчисляются за копирование звукозаписей. Компании-владельцы музыкальных онлайновых служб, такие как Yahoo, Apple и Napster, и крупные звукозаписывающие студии единодушны во мнении: роялти, которые они платят издателям и авторам песен, должны быть уменьшены.
Согласно заявлению, поданному RIAA в Комитет по авторским гонорарам (Copyright Royalty Board, CRB), лейблы хотят, чтобы ведомство уменьшило ставку роялти до 8% от общего дохода. В настоящее время студии платят, в среднем, по 9 центов США за песню, однако часто им удается снизить эту ставку в результате переговоров с издателями музыки. Как правило, эти деньги делятся в пропорции 50/50 между издателем и автором песен.
Лейблы утверждают, что музыкальные издатели "разжирели", в то время как бизнес звукозаписывающих студий стал хиреть. По словам представителей RIAA, студии радикально снижают расходы и сокращают штат сотрудников, а каталоги музыкальных издателей пухнут из-за резкого роста ставки механических роялти и возможности получать дополнительный доход из альтернативных источников.
Медийные компании просят CRB о еще большем снижении ставки механических авторских гонораров. Так, Ассоциация Цифровых Медиа (Digital Media Association, DiMA) считает, что ставка не должна превышать 4%. Онлайновые музыкальные сервисы утверждают, что более высокая ставка просто подорвет новую бизнес-модель и еще больше обострит проблему пиратства. По мнению представителей DiMA, музыка, транслируемая в интернете и предлагаемая для скачивания, не должна облагаться авторскими гонорарами. Кроме того, члены ассоциации считают, что на них, как и на радиостанции, не распространяется механическая лицензия.
Музыкальные издатели и авторы песен, в свою очередь, утверждают, что уменьшение ставки авторских выплат, которые они получают, не решит ни проблем звукозаписывающих студий, ни проблем компаний, распространяющих цифровую музыку. Президент и исполнительный директор Национальной ассоциации издателей музыки (NMPA) Дэвид Изриэлайт считает, что тяжба станет поистине исторической, ведь CRB впервые будет устанавливать ставку роялти на цифровые продукты так же, как на материальные товары. NMPA просит CRB поднять ставку до 12,5 цента для одной песни на CD и до 15 центов для цифровых записей.
Первое заседание CRB, на котором рассматривалась ставка роялти, состоялось в понедельник. Окончательное решение будет вынесено не скоро - вероятно, процесс обсуждения вопроса растянется на месяцы, предполагает Компьюлента.