Министры внутренних дел и юстиции Германии согласовали текст закона, регламентирующего в том числе и проведение тайных дистанционных проверок баз данных, содержащихся в компьютерах граждан, пишет CyberSecurity.
Во вторник министру внутренних дел Германии Вольфгангу Шойбле и главе министерства юстиции ФРГ Бригитте Циприс удалось согласовать текст закона, расширяющего полномочия Федерального ведомства уголовной полиции, передает Deutsche Welle.
Последним барьером, который препятствовал окончанию работы над законопроектом, стало положение о практике применения сотрудниками правоохранительных органов так называемых онлайн-обысков - санкционированных тайных проверок баз данных в компьютерах граждан, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Министр юстиции, как сообщает немецкое информационное агентство dpa, была категорически против того, чтобы новый закон позволял сыщикам предварительно проникать в жилище подозреваемых для установки в их компьютеры специальных программ.
В результате жарких дискуссий на уровне двух министерств, которые длились несколько месяцев, главе МВД Германии пришлось уступить. Прежде чем согласованный закон поступит в федеральное правительство, его текст должен быть одобрен в федеральных и региональных министерствах внутренних дел и юстиции.
В феврале 2007 гола Верховный суд Германии постановил, что тайные обыски персональных компьютеров с помошью электронных программ-шпионов недопустимы. Генеральный прокурор ФРГ Моника Хармс запросила у судьи санкцию на тайный обыск персонального компьютера исламиста, против которого велось следствие по подозрению в организации террористической группы и совершении ряда других преступлений. Обыск предполагалось провести с помощью "троянца" – разработанного полицейскими компьютерщиками специального электронного софта.
"Троянца" через интернет засылают, как вирус, на компьютер потенциального преступника. Там он тайно копирует файлы с жесткого диска и адреса, по которым ходил пользователь в интернете, потрошит его электронный почтовый ящик, отправляет все собранные данные в полицию для дальнейшей обработки, а затем самостоятельно удаляется с жесткого диска, не оставляя никаких следов. Вся процедура позволяет за считанные секунды собрать на "попавшего под колпак" компромат, если таковой имеется.
Верховые судьи сочли, что практика тайных компьютерных обысков недопустима, поскольку немецкий уголовно-процессуальный кодекс вообще не предусматривает тайные обыски. Они должны проводиться в присутствие обвиняемого или хотя бы понятых. Решение Верховного суда Германии выходит далеко за рамки конкретного дела.