Новый президент МТС Михаил Шамолин дал интервью газете «КоммерсантЪ», в котором рассказал о своем видении будущего компании.
Onliner со ссылкой на источник, приводит наиболее интересные выдержки.
При назначении господина Меламеда главой МТС председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков поставил перед ним задачу добиться повышения капитализации оператора «далеко за $20 млрд.». Какая задача стоит перед вами?
Когда приходил Леонид, была несколько другая ситуация, компания переживала достаточно трудные времена и явно отставала по темпам роста бизнеса от основного конкурента — «ВымпелКома», поэтому восстановление позиций в бизнесе и, как следствие, рост стоимости компании были тогда главными приоритетами. И за последние два года в МТС под руководством Леонида был построен очень прочный фундамент, созданы стратегии «3+1» (базовые принципы: ориентация на поддержание рентабельности инвестированного капитала, ROIC, в течение пяти лет на уровне не менее 25%, использование принципа экономии масштаба и повышение капитализации. — «Ъ») и «3+2» (подразумевала отход от жестких финансовых ограничений в инвестициях в пользу выхода на развивающиеся рынки и развитие мобильного широкополосного доступа в СНГ. — «Ъ»).
Для обеих стратегий базовым ориентиром являлся ROIC свыше 25%. Моя задача сейчас — это прежде всего эффективная реализация принятой стратегии. Есть время собирать камни, а есть время разбрасывать. В моем понимании это означает агрессивное движение вперед в новые рынки как с точки зрения сделок M&A, так и с точки зрения освоения новых смежных рынков, например рынка контента, рынка мобильной рекламы, рынка широкополосного доступа.
Назовете справедливую цену акций МТС, на ваш взгляд?
Сегодня консенсус аналитиков по целевой стоимости акций МТС — $106,9. Я считаю, что компания должна стоить еще дороже.
Комментируя любой информационный повод про телекоммуникационные активы АФК, аналитики неизменно повторяют: «Это может быть своеобразным ответом на слияние «Голден Телекома» и «ВымпелКома». Вы уже знаете ответ на этот вопрос?
Сейчас прорабатывается телекоммуникационная стратегия АФК «Система», которая должна дать ответ на этот вопрос. Я бы сделал акцент на другом. Сейчас в России средний уровень проникновения фиксированного ШПД в регионах, по разным оценкам, порядка 6—10%, и нет ни одного оператора, который бы имел на этом рынке существенную долю, а значит, значительного стартового преимущества. Вместе с тем очевидно, что этот рынок в ближайшие несколько лет будет динамично расти — аналогично тому, как рос в свое время сотовый рынок, поскольку у людей появилась дополнительная возможность для entertainment, начиная с таких вещей, как YouTube, и заканчивая телевизионным контентом.
Кроме того, появление в России устройств типа iPhone с поддержкой технологии 3G, предлагающих абсолютно новый уровень пользовательского опыта, даст мощный импульс развитию мобильного ШПД. Поэтому вопрос скорее не в том, кто быстрее протянет «трубу» к абоненту, а в том, кто быстрее определит эффективную комплексную стратегию захвата рынка ШПД как с технологической точки зрения, так и с точки зрения контента.
Как вы считаете, смогут ли сотовые операторы зарабатывать на интернете больше, чем альтернативные?
Думаю, да. Рост доходов у альтернативных операторов будет замедляться вместе с ростом проникновения ШПД. После того как рынок пройдет фазу насыщения, им ничего не останется сделать, как перейти на безлимитные тарифы. В этом случае взять с абонента более $10 в месяц будет очень сложно. Преимущество мобильных операторов в том, что их емкость небезгранична, поэтому рост доходов мобильного бизнеса напрямую зависит от уровня потребления услуг. Сейчас мобильным доступом в интернет пользуется порядка 14,4% наших абонентов. Но уже через три—четыре года ШПД будет главным драйвером роста. К 2011 году рынок мобильного ШПД в СНГ составит, по нашим оценкам, $4,5 млрд.
А кто будет строить инфраструктуру для фиксированного ШПД? МТС или другие «дочки» «Системы»?
Пока не могу ответить на этот вопрос. Давайте подождем, когда телекоммуникационная стратегия АФК будет готова. Рассматриваются разные варианты и изучаются все возможности синергии мобильного и фиксированного широкополосного интернет-доступа. МТС готова продолжать работать в этом сегменте как самостоятельно, так и в партнерстве с «Комстар-ОТС», «Системой Масс-медиа» и независимыми партнерами.
Бюджет и сроки уже известны?
Бюджет будет зависеть от выбранного варианта проекта. Что же касается временных рамок, то мы скорее ограничены не столько собственными временными рамками, сколько конкурентной средой, поэтому будем работать быстро.
И на какую долю рынка ШПД вы рассчитываете?
— Доля в мобильном ШПД должна быть адекватной нашей доле на рынке сотовой связи (по данным ACM-Consulting, на конец июня она составляла 35,5%. — «Ъ»).
Если в проект фиксированного ШПД вы пойдете самостоятельно, возникает вопрос конкуренции с «Комстаром»...
— При уровне проникновения 6—10% речь идет скорее не о конкуренции, а о том, как быстрее освоить рынок.
Планирует ли МТС заняться фиксированной связью?
— Нет. Я не вижу перспектив.
Будет ли АФК «Система», МТС или специально созданная для этой цели структура покупать «Евросеть»?
На этот вопрос я отвечу однозначно — МТС не собирается получать операционный контроль над «Евросетью». В отличие от Европы в России рынок сложился по-другому. У нас есть независимые операторы и у нас есть независимая дистрибуция. И эта комбинация, на самом деле, создает и стоимостное удобство для абонента — де-факто наш абонент получает больший выбор трубок, возможность выбирать оператора и взять потребительский кредит в точке продаж у нескольких банков в течение 15 минут.