Finam провела конференцию « Объединение МРК на базе Ростелекома: в чью пользу? ».
Ее участники разошлись в оценках перспектив объединения государственных телекомов: может получиться неповоротливая структура, теряющая рынок, а может – эффективный оператор. Многое зависит от того, кто будет руководить интеграцией, а также от наличия дополнительной административной поддержки.
С позиций перспектив развития бизнеса, создание на базе входящих в «Связьинвест» активов нового холдинга будет позитивным. «Можно выделить основные моменты: 1. Возможности снижения стоимости трафика за счет контроля над "последней милей" и магистральными каналами связи, что особенно важно для конкуренции на региональных рынках ШПД. 2. Возможности оптимизации численности персонала и, соответственно, экономия на данных издержках. Не секрет, что штат дочек «Связьинвеста» значительно превышает численность персонала МТС или «Вымпелкома» при сопоставимых масштабах бизнеса. 3. Снижение стоимости привлечения заемных средств в связи с большим размером компании», - рассказал аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов.
Аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Васин, напротив, сомневается в эффективности создания крупного государственного оператора: «От объединения «Связьинвеста», в первую очередь, выиграют его более агрессивные конкуренты. Я согласен, что будет создан неповоротливый монстр, который не сможет адекватно реагировать на рынок. В то же время «Комстар», который может объединиться с МТС, может создать сильную конкуренцию МРК на местах. Чем дольше затянется реформа, тем больше шансов у конкурентов упрочить свои позиции».
Принципиальных изменений в телекоммуникационном секторе участники организованной «ФИНАМом» конференции не ожидают. «В настоящий момент «Связьинвест» назвать доминирующим игроком можно с большим трудом - это признало само государство, когда анонсировало грядущие изменения. Да, холдинг крупный, занимает весомые позиции на региональных рынках и при этом заметно уступает операторам сотовой "большой тройки", которые также присматриваются к региональным рынкам. И с учетом их гибкости, они вполне могут занять значимые позиции не только на сотовом рынке. Что будет после реорганизации - станет ли «Связьинвест» «телекоммуникационным Газпромом» - будет видно на первых практических фазах реорганизации. Для начала необходимо узнать хотя бы имя человека, который будет руководить всем процессом, отсюда будет видно, насколько компания будет "подпитана" административным ресурсом, который был бы хорошим козырем в конкуренции с сотовыми операторами», - считает г-н Федотов.
При этом вероятность блокирования акционерами МРК проекта реформы «Связьинвеста» расценивается как минимальная. «Очень маловероятно, что это произойдет. Я не исключаю, что с владельцами крупных миноритарных пакетов будут договариваться отдельно, в результате чего на балансе государственной или окологосударственной структуры будут собраны недостающие пакеты акций, либо будет достигнута договоренность о "правильном" голосовании», - заявил начальник аналитического департамента «Арбат Капитал Управление Активами» Сергей Фундобный.
Сама реорганизация государственных телекомов может проводиться в несколько этапов. Например, аналитик банка «Петрокоммерц» Алексей Бизин прогнозирует: « У государства не много свободных средств, чтобы рассчитываться с миноритариями (в случае их несогласия) и кредиторами при выборе схемы "Слияние в одну компанию". Создание холдинга - передача госпакетов и управляющих функций в некую компанию X - таких обязательств не создает. Я считаю, что на первом этапе будет холдинг, а дальше возможно слияние в гигантскую компанию. Хотя второй этап не обязательно будет реализован, все будет зависеть от экономической конъюнктуры и состояния самих активов».