Объем российского рынка услуг разработки и поддержки веб-сайтов в прошлом году составил около 7,2 млрд руб. Этот показатель примерно равен данным за 2008 г., однако в текущем году объем рынка может вырасти почти в 1,5 раза. При этом среднестатистическая веб-студия в 2009 г. заработала на своих услугах 6,5 млн руб. Такие цифры приводятся в отчете, составленном порталом CMS Magazine на основе опроса 390 руководителей интернет-агентств и списка веб-студий «Рейтинг Рунета» (580 компаний), пишет CNews.
Для сравнения, объем российского рынка контекстной рекламы в прошлом году составил 10,5 млрд руб., медийной рекламы – 9 млрд руб., оптимизации – 6,6 млрд руб. Как отмечают авторы исследования, средняя российская студия за год успевает создать около 20 сайтов разной сложности – от визитки до мощного портала. Штат среднестатистической веб-студии составляет 8-15 человек с зарплатами от 17 до 51 тыс. руб., а возраст студии – около 4 лет, в течение которых было разработано до 50 проектов.
Эксперты CMS Magazine отмечают, что стоимость разработки сайтов в России может сильно отличаться в зависимости от расположения заказчика и исполнителя. В наиболее крупных городах разработка корпоративного ресурса обходится заказчикам в сумму более 100 тыс. руб., тогда как в остальной части страны средние расценки не превышают 60-80 тыс. руб. Впрочем, во всех городах, включая Москву, можно найти студии, которые готовы создать сайт за 15-30 тыс. руб. или бесплатно при условии его дальнейшего продвижения в течение полугода. Есть и крупные заказчики, которые платят за создание сайтов по 2 млн руб. и больше.
В прошлом году в результате демпинга оставшихся без заказов фирм и ориентации заказчиков на недорогих исполнителей цены на услуги веб-студий значительно упали. Так, в Москве стоимость среднего корпоративного сайта упала на 24%, с 173 тыс. руб. до 132 тыс. руб. В регионах наблюдалась аналогичная ситуация, иногда даже более пессимистичная. При этом крупные фирмы, работавшие с корпоративными заказчиками, пострадали от кризиса ощутимо меньше, чем небольшие агентства. В начале текущего года в регионах продолжилось падение средней цены услуг веб-студий, тогда как в Москве падение уже остановилось, а цена среднего корпоративного сайта поднялась до 180 тыс. руб.
Средняя выручка одной фирмы из Центрального федерального округа в 2009 г. в несколько раз превысила выручку студий в других округах. Средний годовой доход компании в ЦФО составил 11,1 млн руб., в Сибирском ФО - 5,5 млн руб. (второе место), в Северо-западном - 3,9 млн руб. (третье место). В прошлом году 84% российских веб-студий получили свой основной доход от разработки новых веб-сайтов и поддержки существующих. Однако эксперты прогнозируют, что в будущем доля разработки будет снижаться, особенно в Москве и прочих развитых регионах. При этом возрастет роль услуг развития сайтов, консалтинга и агентских продаж контекстной рекламы, хотя эти изменения не будут резкими.